Возвращения к старому, очередной реформы или стабильности?
Каждый раз со сменой министра в профессиональной среде зажигается огонёк надежды: может быть, теперь государственные решения будут хоть как-то опираться на мнение тех, кто стоит у классной доски и работает в студенческой аудитории. Но министры менялись, а дела в системе многострадального российского образования, несмотря на бравурные реляции руководителей, не радовали. Вот уже и минимальные баллы единого экзамена по русскому языку опущены до уровня, за которым начинается тотальная неграмотность, а призывы сбросить русскую классику с корабля современной школы привели в состояние замешательства даже тех, кто идёт в одной упряжке с реформаторами.
Головокружительны «достижения» и в области подготовки учителей. Из перечня квалификаций, которыми должно заканчиваться профессиональное обучение, исчезла квалификация «учитель», уступив место бакалаврам и магистрам. А чего стоит эпический размах борьбы с методическими службами, уничтоженными в отдельных регионах полностью! На грань выживания поставлена система повышения квалификация, по сути, переведённая на коммерческие рельсы.
Об учителе в реформаторском ажиотаже думали меньше всего. Да, иногда проблески заботы об учителе были, но в целом они не решили всего комплекса его проблем. А решать их нужно, причём незамедлительно. И кажется, ими намерены заняться. Надеюсь, тот невообразимый галдёж «реформаторов» и их попутчиков в адрес министра, поднятый по поводу заявленной Васильевой готовности вернуть в школу заботу о воспитании личности, а не потребителя, и восстановить в законных правах учителя, не заставит сойти с выбранного пути.
Людмила ДУДОВА, председатель Координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка
Очевидно, что современные образование и наука в результате либеральных реформ зашли в тупик. Вот что пишет, например, экономист Михаил Хазин: «Формально реформу образования по заказу правительства писала Высшая школа экономики, но реальными её авторами были американские консалтинговые компании, которые преследовали задачу по ликвидации России как одной из самых образованных стран в мире».
Так что назначение Ольги Юрьевны Васильевой, не имеющей никакого отношения к прежней идеологии реформ образования и науки, на наш взгляд, может быть истолковано как выражение недоверия со стороны власти либеральной модернизации.
Наталья КОМАР, кандидат филологических наук, КАЗАНЬ
Чего я жду от нового министра образования:
– успешного лечения либерально-реформаторского зуда, постепенной «десакрализации», а затем и развенчания инновации как самоцели и абсолютной ценности;
– честного и открытого анализа последствий реформ;
– возрождения уважительного отношения к традиции, которая не означает застоя и консервации;
– усиления внимания к содержанию образования, а не к формальным технологиям, внятного ответа на вопрос, чему и зачем учить;
– изменения отношения к учителю;
– возвращения уважения к профессионализму, то есть к знанию предмета и владению методикой его преподавания, снижения отчётной нагрузки и бессмысленных внешних требований к труду учителя;
– очищения нашего профессионального лексикона от выморочных слов типа «обучающиеся», «метапредметность», «тьютор» и т.п.;
– уменьшения влияния Высшей школы экономики – влияния, принявшего в сфере образования (не только экономического) какие-то неприличные (если не сказать – бесстыдные) размеры;
– увеличения количества часов на преподавание литературы и законодательной защиты приоритетного положения отечественной классики в школьном курсе.
Отдаю себе отчёт в том, что министр не волшебник и человек даже на ключевом посту мало что сможет сделать, если будет один. Поэтому я искренне желаю Ольге Юрьевне надежных единомышленников, понимания и поддержки. А ещё мудрости и твёрдости, терпения и веры.
Алексей ФЁДОРОВ, кандидат филологических наук, учитель литературы гимназии № 1516, МОСКВА
Одна из существенных проблем отечественного образования – отсутствие анализа реального положения дел. У нас намертво укоренился конформизм. Я не раз слышал от различного рода управленцев такую фразу: «Я человек команды. Пока я в команде – должен исполнять указания начальника». Надо ли терять время на доказательство абсолютной ущербности такой административной позиции, которую и логичной-то назвать нельзя?! Надеюсь, новый министр обратит на это внимание.
Александр КОРОБКОВ, учитель, «Школа на Донской», МОСКВА
Одно время мы с Ольгой Васильевой работали в Академии государственной службы при Президенте РФ. Желаю ей поскорее сформировать коллектив единомышленников. Без этого невозможна эффективная управленческая работа.
Система образования – весьма чувствительный организм. Должны разумно сочетаться и консерватизм, и новаторство. Надеюсь, что Васильева сумеет поставить заслон либеральной легковесности. У многих реформаторов от образования «лёгкость в мыслях необычайная». И в действиях тоже. Вместе с тем хочу помянуть добрым словом прежнего министра Ливанова. Он допустил немало ошибок, но больше в его делах было полезного и нужного. На нового министра тоже уже обрушилась волна незаслуженной критики. Дайте человеку поработать хотя бы первые 100 дней!
Борис ЕЛИСЕЕВ, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации
О необходимости сменить министра образования говорили давно; казалось бы, когда это произошло, нужно порадоваться, но не успела ещё Васильева вступить в должность, как началась оголтелая критика, хотя для неё ещё просто нет никакого предмета.
Известно, что Ольга Юрьевна Васильева обладает высоким уровнем профессионализма, талантом хорошего руководителя, способностью к государственному мышлению и умением находить правильные решения сложных проблем. Она ратует за сохранение стабильности, в том числе в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Всё это заслуживает уважения и ни в коей мере не мешает никаким нововведениям.
Конечно, пока еще рано судить о работе Васильевой на новом посту, но на данном этапе просто необходимо оказать ей доверие.
Людмила КУРАМШИНА, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 143, КАЗАНЬ
Накопился опыт 23-летней практики проведения ЕГЭ. Эту проблему новый министр назвала сразу по приходу в Минобр. Думается, Ольге Юрьевне досталась историческая миссия замены ЕГЭ на более гуманную и экономичную форму отчёта выпускников школ перед государством.
Послушание и исполнительность, лояльность к власти – всё это результаты использования педагогов в качестве административного ресурса. Трудно предположить, что новый министр облегчит участь кадров. А ввиду личной заинтересованности Васильевой в продвижении одного из модулей предмета ОРКСЭ (основы мировых религий и светской этики) учителей ждёт ещё один способ давления.
Наталия ЛЕВИНТОВА, учитель математики, МОСКВА
Сменился не просто министр образования и науки РФ – поменялся вектор развития. Внимание переключилось на обычного, рядового учителя.
За последние годы в педагогической среде появилась усталость от бесконечного реформирования, модернизации, инноваций. Нет, нельзя сказать, что учительство против чего-то нового. Наоборот. Но когда выходит один приказ, а буквально через год другой, отменяющий предыдущий… Причём никто не задается вопросом: а во сколько обошлась государству реализация предыдущего приказа? Складывалось ощущение, что все новации были необходимы не для того, чтобы стране жилось лучше, а для того, чтобы освоить бюджетные деньги и самим нажиться на этом.
За одно лишь переживаю и боюсь. Только дали бы новому министру развернуться. К сожалению, уже сейчас правительство пытается завалить министерство совершенно ненужной работой. Скажите, разве оснащение школ – это фактор, который всё решает? Считаю, что именно сейчас нам всем надо понять: дело не в техническом оснащении школьных зданий, а в учителе, в его материальном положении, в психическом состоянии и, конечно, в профессионализме. Посмотрите, в стране почти нет кадрового обновления в сфере образования. Отсутствует сколько-нибудь серьёзная политика, направленная на создание положительного имиджа российского педагога.
Очень верю, что новому министру будут понятны наши радости, чаяния и беды, ведь она вышла из нашей среды. А мы, общественники, будем помогать чем сможем. Ибо расчистить «авгиевы конюшни» современной образовательной политики – история не одного года.
Роман ДОЩИНСКИЙ, член ОПРФ, председатель исполкома Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка
Назначение на должность министра образования Ольги Юрьевны Васильевой, в первых своих интервью заявившей, что приоритетом для неё будет повышение статуса учителя, а также усовершенствование ЕГЭ, вселяет сдержанный оптимизм. Предыдущие два министра, сумбурную деятельность которых можно оценить на твёрдую двойку, в своём неуёмном стремлении подчинить нашу систему образования западным стандартам ввергли её в процесс перманентных реформ, многие из которых можно воспринимать как идеологическую и экономическую диверсию. До сих пор широкой общественности неизвестно, в какие миллиарды обходится бюджету проведение «аббревиатурных» экзаменов, а уж «натаскивание» на их сдачу стало чуть ли не главным профессиональным умением учителя.
Учительство устало от бесконечных реформ, непонятных перестроек, чиновничьих инициатив, проверок и придирок. Поэтому действовать новому министру придётся очень осторожно и продуманно, с оглядкой на общественное мнение, и при этом стоически терпеть возмущённые вопли нашей родной «пятой колонны».
Первые же решения Васильевой должны быть эффективными и привести к видимым улучшениям. Не стоит затевать глобальные преобразования – например, спешно демонтировать нынешнюю систему экзаменов. Нужно избавить учителя от чрезмерной бумажной работы, мелочной административной опеки, то есть дать ему возможность для творчества. Необходимо принять решение о том, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек (я работаю в классах, в которых по 40 учеников!), педагогическую нагрузку ограничить 25–27 часами, ввести реальную пятибалльную систему оценок, то есть вернуть единицу, не торопиться с введением электронных классных журналов и учебников, ликвидировать пресловутый «порог успешности». В конце концов, ни Фурсенко, ни Ливанов в своей работе на высоком министерском посту его явно не преодолели.
После министров-двоечников так хочется иметь во главе нашего многострадального образования хотя бы твёрдую хорошистку!
Виктор ПАХОМОВ, заслуженный учитель России, НОВОРОССИЙСК
- Ничего!
Подготовки и проведения ЕГЭ для правящей элиты СТРАНЫ с целью определения ее уровня...
и улучшить в добрую сторону отношение властей к учителям, в Россию не только
вернутся прежние культура и нравственность, а постепенно возродится и экономика
страны, и её влияние на ход международных событий. Настроена ли она на такие
шаги? И позволят ли ей уйти от губительного реформаторства в просвещении
детей и взрослых?
-------------------------------------------------------------
Первые два субъекта воспитания не так подвержены общественно-политической конъюнктуре в силу преемственности поколений. Сейчас после стольких лет ломки можно утверждать, что именно благодаря традициям воспитания в советской семье и школе, несмотря на реформы в экономике и образовании, пока удавалось сохранять принадлежность РФ к "развитым" (не запрещённым мировым сообществом) государствам.
Попадая из семьи и школы в "телевизор" и на улицу, ребёнок не может не испытывать шок! И с этой шоковой терапией, важнейшим инструментом которой является вездесущая, отвязная реклама, переходящая все нормы приличия, не говоря уже о нормах православной морали и нравственности - ребёнку никогда не справиться, даже если семья и школа благополучны.
Груз "белой вороны" и взрослым порой не под силу выдержать, а уж детская психика просто ломается.
Что надо в первую очередь сделать новому министру?
1 - остановить увольнение ветеранов педагогов, имеющих большой педагогический опыт, но не умеющих юзать пальцем по сенсорному экрану.
Людям старой формации это, наверное, просто противно: их учили пальцем не показывать.
2 - убрать ТНТ, СТС, ЧЁ, ... на коммерческие экраны. Содержание таковых гораздо более опасно для государства, чем убранная из общественной тарелки политическая клубничка под вывеской "Совершенно секретно".
Нужна не бумажная рабта, а реальная.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Из статьи «Фельдфебели на службе отечеству» № 35 от 3.09.2008 г.
Ежегодный мониторинг качества обучения в форме ЕГЭ позволяет определить не только совокупный личностно-интеллектуальный потенциал поколения, но и с высоким уровнем достоверности оценить эффективность педагогических технологий. Нет ни одного пункта яростной критики некоторых персоналий в адрес ЕГЭ, который не присутствовал бы при форме контроля знаний “учитель-ученик”, но только в ещё более выпуклом виде. Они защищают своё право на субъективность оценок, на особое мнение, которое, конечно же, имеет место быть, на оценку за закрытой дверью, на которой написано: «Тихо! Идёт экзамен!»
Не только образовательная, но и социальная значимость ЕГЭ очень велика: если у нового министра образования хватит выдержки, а у правительства – политической воли, то ЕГЭ может послужить на благо единения России. Общество в целом выигрывает, предъявляя одну шкалу измерений качества обучения. Обязательный учёт результатов ЕГЭ при приёме всеми вузами должен победить повсеместно, несмотря на избранность, исключительность и особое мнение некоторых вузовских руководителей. Диапазон тестирования в ЕГЭ от нуля до ста позволяет найти лучших среди лучших и распознать качество школьной пятёрки.
------------------------------------------------------------------------------
ЕГЭ - это только инструмент.
А уж про «натаскивание» ни одна заметка про ЕГЭ не обходится. А что такое «натаскивание»? Разве это не многократное повторение, которое, как известно, мать учения. Натаскивайте, пожалуйста, натаскивайте, дорогие учителя, своих учеников, и тогда они будут знать!
--------------------------------------------------------------------------
а факел, который нужно зажечь.
Л.В. Сергеева 04.09.2016 : "Сейчас, в связи с назначением нового министра образования, хор голосов против ЕГЭ снова набрал воздуха в лёгкие ..."
Применение собачьего термина - натаска к ЕГЭшной практике определения не только "совокупного личностно-интеллектуального потенциала поколения, но и с высоким уровнем достоверности оценки эффективности педагогических технологий" - не случайно.
Школьное обучение направлено главным образом на формирование у ученика базы знаний. Зубрёжка (натаскивание) здесь сплошь и рядом выручает при "заполнении сосуда".
Обучение в ВУЗе направлено на овладение знаниями, т.е. умением их использовать на практике с целью совершенствования и пополнения базы знаний.
Это совершенно разные задачи и подход к отбору кандидатов на их решение не может быть ЕДИНЫМ.
Школьные терпение, старание и знания должны учитываться при приёме в ВУЗ, но только при прочих равных результатах, показанных на вступительных экзаменах в ВУЗ, критерии отбора в который безусловно должны устанавливаться специалистами отрасли и преподавательским составом на основе общих требований к специальности и специфики конкретного ВУЗа.
Оставить ли ЕГЭ в школе для "достоверной" оценки педагогических практик пусть решают те, кто хорошо понимает что такое "достоверность" и "совокупный личностно-интеллектуальный потенциал поколения".
;) Надо только ещё привлечь экономистов, которые умеют считать сколько стоит та или иная достоверность подобных оценок.
Отбор в ВУЗ на классических устном и письменном экзаменах по основным для выбранной специальности предметам служит выбору наиболее удачных конструкций.
Кто принимал экзамены, прекрасно знает, что только по написанному, без "а поговорить" степень овладения знаниями не проверишь.
Для РФ "Все в ВУЗ!" - лозунг глубоко порочный, полит-конъюнктурный, для подготовки работников высшей квалификации губительный. ЕГЭ служит его реализации, но дорог и ещё абсолютно непригляден: все эти ощупывания, подглядывания, ...
А уж во сколько раз он поднял масштабы, значение и цену репетиторства ... !!
Только ЕГЭ! Име
А потом эти тысячи выпускников будут встречаться с тысячами представителей вузов, которые a priori честны, мотивированы на поиск лучшего, которые ….дальше можете продолжить. Вам не страшно от petitio principii?
Вся ляпы, все просчёты ЕГЭ становятся известны, и в этом сила ЕГЭ. В прозрачности! Критикуйте, критикуйте ЕГЭ! От этого год от года процедура сдачи ЕГЭ будет только совершенствоваться!
Есть ощущение, что ЕГЭ всё-таки может быть отменен, поскольку год от года всё больше привлекается учителей, усложняется процедура, расширяется перечень вузов и факультетов, которые проводят ДВИ. Кстати, почему то уводится от обсуждения уровень взяток в вузах с ДВИ. А данные уже есть. В общем, всё идёт к тому, что, в конце в концов, будет сказано: «Да, какая разница?» И правильно: за закрытой дверью безопаснее.
- C чем? Я употребил латынь petitio principii (перейдём на русский: предвосхищение основания - логическая ошибка, заключающаяся в скрытом допущении недосказанной предпосылки) к вашему утверждению: "Именно ЕГЭ открыл закрытые двери."
Недоумение вызвала предпосылка ЗАКРЫТЫЕ.
Во-первых, я попросил уточнить: закрытые где, когда и для кого?
Во-вторых, закрытые - не значит наглухо заколоченные. Выпускались пособия, как открыть путь к высшему образованию. Умение самому подготовится в ВУЗ, преодолев юношеские весенне-летние соблазны - важнейший показатель мотивации к высшему образованию и способности учиться дальше. Слова "репетитор" стеснялись, да и репетиторы скрывались. Им запрещалось участвовать в приёмных комиссиях.
Блат был, есть и будет. Нечестные на руку преподаватели - тоже. Однако это не повод всех просвечивать, ощупывать, за всеми подглядывать.
У Вас сплошное petitio principii:
0) ВСЕ критики ЕГЭ a priori считают ...
1) Открытые двери - ХОРОШО.
2) во всех ≈ 44000 тыс. школ тысячи учителей НЕ объективны
3) тысячи представителей вузов a priori НЕ честны, НЕ мотивированы на поиск лучшего, ...
- "Вся ляпы, все просчёты ЕГЭ становятся известны, и в этом сила ЕГЭ"
Большинство критиков "ЕГЭ" справедливо указывает на то, что все ляпы "ЕГЭ" давно известны, до его внедрения в РФ. В этих условиях не дурость, а преступление учиться на своих ошибках.
;) Одно дело строить первое в мире государство рабочих и крестьян, и другое - калькировать западную систему образования, итогом применения которой стала массовая потребность на Западе в инженерах и учёных гастербайтерах.
Нам пока нужны только работяги, но и программистов давно тащат с периферии, где советское образование не так стремительно изживается.
-------------------------------------------
ЕГЭ?
Л.В. Сергеева 06.09.2016 "Извините. Именно ЕГЭ открыл закрытые двери."
Это когда, куда и кому двери были закрыты?
ЕГЭ существует с начала третьего тысячелетия, а всё, благодаря чему РФ выживает в стране и что позволяет пузыриться современным её политикам в мире, несмотря на безумные реформирования, создано квалифицированными кадрами, воспитанными за три-четыре последних десятилетия прошлого века, и высококвалифицированными кадрами середины прошлого века.
Основные результаты таких радикальных реформ в образовании, как его коммерциализация и ЕГЭ, проявятся только через два-три десятилетия.
Так, реформы образования в СССР в конце 20-х и 30-х годов 20 века сказались полной мерой в роковые сороковые и по шестидесятые годы.
Предварительные итоги, не чиновные, а каждодневно наблюдаемые здесь и рядом, весьма неутешительны.
--------------
Обучение в ВУЗЕ и по цене, и по задачам, и по методикам принципиально отличается от обучения в школе.
Школьное обучение направлено главным образом на подготовку ребёнка к жизни в обществе, на развитие умения подчиняться его нормам и правилам. И всё это в процессе приобретения под руководством школьных учителей самых необходимых знаний о природе и обществе, самых необходимых навыков их использования на практике.
Обучение в ВУЗе направлено на глубокое овладение знаниями, т.е. на умение их использовать на практике для технического прогресса и духовного развития общества, на развитие самой базы знаний. Учёба в школе и учёба в ВУЗе - весьма разные направления человеческой деятельности, вплоть до того, что за успешное их осуществление отвечают разные отделы головного мозга, формирование которых завершается, кстати, только с периодом полного физиологического созревания организма ~ 25 лет.
Оценка способности к более глубокому усвоению знаний, способности к новаторской, творческой деятельности в рамках будущей, выбранной для обучения в ВУЗе специальности не может, в общем и целом, производиться как на основе рейтинга ученика, определяемого учителями средней школы (аттестата), так и на основе единых оценок, полученных в ходе ЕГЭ по профильным предметам. Необходимая глубина "профильности" по тому или иному предмету может определяться только преподавателями конкретного Высшего Учебного Заведения.
Короче, школьный "троечник" должен иметь возможность сдавать экзамен в любой ВУЗ,
и в отсутствии этой демократичности - главном завоевании советского социализма в области образования - главный недостаток процедуры "ЕГЭ".
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться