САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».

Отнюдь не робкие грузины

02.04.2021
Отнюдь не робкие грузины Известного тележурналиста Владимира ПОЗНЕРА с громким скандалом прогнали из Грузии.

«Скотский хутор» на английских газонах

29.03.2021
«Скотский хутор» на английских газонах О русофобии Джорджа ОРУЭЛЛА и негативном влиянии его знаменитой повести размышляет Геннадий ПИМЕНОВ.
ЛГ плюс

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.

«Никакая она не стерва…»

03.04.2021
«Никакая она не стерва…» Все годы войны в Донбассе Александр САВЕНКОВ живет в родной Горловке. Это не могло не отразиться в его стихах.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Книга о природе, человеке и человечности

10.04.2021
Книга о природе, человеке и человечности Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о книге Павле КРЕНЁВА.

40 лет спустя… «Бельканто-гала»

07.04.2021
40 лет спустя… «Бельканто-гала» Людмила ЛАВРОВА рассказывает о премьере в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО.

Я верую в русское чудо

06.04.2021
Я верую в русское чудо Сергей АРУТЮНОВ «открывает» поэта Юрия КЛЮЧНИКОВА в год 90-летия последнего.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.

Шароварник-перевертыш

04.04.2021
Шароварник-перевертыш Журналист и общественник Евгений ТИНЯНСКИЙ о бандеровце, неплохо устроившемся в Крыму.
  • Статьи
  • 2016 год
  • №36 (6566) (14-09-2016)
  • Поэтическая критика разума

Поэтическая критика разума

Гиренок Фёдор

Поэтическая критика разума

Колумнисты ЛГ / Философские беседы
Гиренок Фёдор

Русская философия первой половины ХХ века нашла неожиданный приют в литературе позднего авангарда. За пределами академической философии реализовалась фундаментальная критика разума, языка, и утвердила себя мысль о том, что жизнь – это не логический процесс, а абсурдный. Символом философии авангарда стало имя Александра Введенского.
В 1933 году Введенский говорил: «Поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее. Да и как реконструировать мир, неизвестно. Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провёл как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлечённая. Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием здание. Может быть, плечо надо связывать с четыре. Я делал это на практике, в поэзии, и тем доказывал. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то, значит, разум не понимает мира».
В цитируемом тексте Введенского распознаётся недоверие к самому слову, к тому, что оно говорит. Чем оно плохо? Тем, что в нём нет настоящего. Под настоящим В
веденский имеет в виду то, что противостоит слову и является в языке неязыковым. Поиски неязыкового в языке заставляют Введенского пересмотреть роль понятия в человеческом мышлении. Понятие заставляет нас видеть связи там, где их нет. Оно заставляет нас противопоставлять существование и сущность, а также склоняет к тому, чтобы повсюду нами усматривались предметы, которых на самом деле нет. Как нет «утра», которое наступает, и нет «реки», которая течёт.

Поскольку человеческая чувствительность фиксирует только множественное и бессвязное, постольку принято думать, что единство и связи учреждаются априорными понятиями рассудка. Например, словом «здание». Вообще-то зданий нет. Есть множественное: дача, дом, башня. Но и в самих этих словах, как и в «здании», синтезируется опытное и доопытное. Нам не дана предметность дачи, нам даны ощущения формы, цвета. В это чувственное многообразие рассудок вкладывает понятие целого «дома». Чтобы «дом» стал целым, нужно уже заранее иметь целое сознание, то есть постулировать то, что Кант называл трансцендентальным единством сознания. Но возникает вопрос: что обеспечивает это единство?
В конце концов поэтическая критика разума приходит к тому, что следует связывать предметы не по правилам рассудка, не в предположении единства сознания, а в предположении отсутствия такого единства, то есть по правилам воображения. Например, можно связать «плечо» и «четыре». Эти слова связываются не предметным смыслом, не рассудком, а шипящим звуком «ч». А это значит, что предмет существует не потому, что мы мыслим. Он может быть дан чувствам независимо от мышления. Хотя, например, Кант думал иначе. Он полагал, что предмет не может быть дан чувствам независимо от мышления. Что мы вложили в пространство и время, то и извлекаем из него.
Введенский отказывается верить тому, что человек мыслит непрерывно. А если он мыслит не непрерывно, то в перерыве между мыслями человек ведёт себя как зверь,
полагаясь на голое чувство. В этот момент воображение перестаёт связывать чувственность и рассудок, выполняя своё продуктивное действие синтеза, независимо от того, что советует разум, и зависимо от того, что советует поэзия чувств. Тем самым сознание освобождается от предметов, которые в нём должны были учреждаться в соответствии с рассудком, и заполняется связями, которые учреждаются воображением. Введенский как бы заставляет Канта согласиться с тем, что если нечувственное действует на чувствительность человека, то чувственное может мыслиться человеком. Метафизики воспринимают то, что мыслится. Поэт мыслит то, что воспринимается. Если бы мир был неким целым, если бы он был один и связан, то и опыт был бы у человека один. И в мире царил бы разум. Но опыт у людей разный.
Трансцендентальный рационализм полагает, что не может быть нескольких опытов, не может быть многих миров. Трансцендентальный иррационализм Введенского полагает множественность возможных опытов и возможных миров. Миров много, а Бог один. Никто не имеет права связывать руки Богу в его творчестве, даже Кант. Поэтическая критика разума освобождает Бога от трансцендентальных идей Канта. Разум не понимает мира, ибо он думает, что мир один, а Бог несвободен.


Оценить:

Оценка: 5.57 - Голосов: 14

Сергей Торопкин, 15.09.2016

Человек не может не мыслить. Если он не мыслит, то он мёртв или тяжело болен с отсутствием сознания. Скорее всего после смерти человеческая материя думать не может, а потому раздирается на части и включается природой к общей массе химических частиц, которые через уйму времени, возможно, вновь могут преобразоваться нечто ожившее с рефлексами микробов. Никто же точно не знает насколько мёртвый земной микромир или наша вселенная разумны и не разумны. Что же касается слова "зданий", то скорее всего оно имеет тюркские корни., а именно, его следует переводить на русский язык, как слово "с дани", опуская первую букву "з" и последнюю "и" краткую. То есть речь идёт о налоге, который накладывали победители на покорённые ими народы. В настоящее время эту дань можно причислить к любым услугам. Например услуги коммунальные и прочие. Из этого видим, что зданий тоже есть польза для государства, какое бы оно не было. Вот Фёдор Гиренок и жонглирует Кантом, Введенским, трансцендентальностью. На то он и профессор.
Человек не может не мыслить. Если он не мыслит, то он мёртв или тяжело болен с отсутствием сознания. Скорее всего после смерти человеческая материя думать не может, а потому раздирается на части и включается природой к общей массе химических частиц, которые через уйму времени, возможно, вновь могут преобразоваться нечто ожившее с рефлексами микробов. Никто же точно не знает насколько мёртвый земной микромир или наша вселенная разумны и не разумны. Что же касается слова "зданий", то скорее всего оно имеет тюркские корни., а именно, его следует переводить на русский язык, как слово "с дани", опуская первую букву "з" и последнюю "и" краткую. То есть речь идёт о налоге, который накладывали победители на покорённые ими народы. В настоящее время эту дань можно причислить к любым услугам. Например услуги коммунальные и прочие. Из этого видим, что зданий тоже есть польза для государства, какое бы оно не было. Вот Фёдор Гиренок и жонглирует Кантом, Введенским, трансцендентальностью. На то он и профессор.

Михаил Конаков, 16.09.2016

Санчесу браво!
Санчесу браво!

александра иванова, 17.09.2016

Позиция философа проигрышна изначально - это метание бисера. Не понимают не в силах понять и компенсируют привычным хамством. Добыча нефти - тут все ясно вроде уважаемое дело но наличие философов как то раздражает. А вопрос весьма важный у философа - есть подозрение что мозг человека получает из внешнего мира не все что там есть а логический аппарат способен лишь на примитивную обработку примитивного опыта. Проблема выхода за рамки. Но существование рамок способен заметить только философ. А обычному человеку все и ТАК нормально.
Позиция философа проигрышна изначально - это метание бисера. Не понимают не в силах понять и компенсируют привычным хамством. Добыча нефти - тут все ясно вроде уважаемое дело но наличие философов как то раздражает. А вопрос весьма важный у философа - есть подозрение что мозг человека получает из внешнего мира не все что там есть а логический аппарат способен лишь на примитивную обработку примитивного опыта. Проблема выхода за рамки. Но существование рамок способен заметить только философ. А обычному человеку все и ТАК нормально.

Михаил Конаков, 17.09.2016

"есть подозрение что мозг человека получает из внешнего мира не все что там есть" - это не подозрение, а факт.
"логический аппарат способен лишь на примитивную обработку примитивного опыта." - само собой разумеется, что человек ограничен. В том числе и в обработке опыта.
Не надо открывать америку.
"Проблема выхода за рамки." - с чего вы взяли , что только философ выходит за рамки? За последние 20 лет биологи столько рамок поломали, скоро головы будут пересаживать. А всякая новая вещь или явление связана с новыми идеями.
По-моему, проблема философов в том, что они остались "в мире слов". Это скорее филологи, а не философы. А надо разбираться с миром новых вещей, и идей.
"есть подозрение что мозг человека получает из внешнего мира не все что там есть" - это не подозрение, а факт. "логический аппарат способен лишь на примитивную обработку примитивного опыта." - само собой разумеется, что человек ограничен. В том числе и в обработке опыта. Не надо открывать америку. "Проблема выхода за рамки." - с чего вы взяли , что только философ выходит за рамки? За последние 20 лет биологи столько рамок поломали, скоро головы будут пересаживать. А всякая новая вещь или явление связана с новыми идеями. По-моему, проблема философов в том, что они остались "в мире слов". Это скорее филологи, а не философы. А надо разбираться с миром новых вещей, и идей.

Виталий Веселовский, 19.09.2016

Цель и средства?
----------------------
На хрена он нужен "Литературной газете, если даже студенты его не понимают:
http://professorrating.ru/professor.php?id=16154

Рейтинг преподавателя *

Средний балл 3,5
Способность донести материал 3,7 Увлекательность предмета 4,3
Сложность сдачи экзамена 1,0 Использование наглядных и технических средств обучения 3,7
Практическая польза предмета 3,7 Чувство юмора 4,7

================================================================
* Рейтинг по преподавателям

Оценить преподавателя можно по 6 категориям:
Способность донести материал (умение объяснять и ясно доносить знания студентам; 1 – ничего не понятно, 5 – все объясняет);
Сложность сдачи экзамена (экзамена, зачета, лабораторных работ; соблюдение преподавателем формата приема, оговоренным со студентами перед сдачей; 1 – не соблюдается, 5 – все так, как и договаривались);
Практическая польза предмета (помощь дисциплины в устройстве на работу, актуальность и новизна информации, полученной в ходе изучения предмета; 1 – никакой пользы, 5 – очень востребован);
Увлекательность предмета (интересно ли слушать лекции и работать на практических занятиях по преподаваемым дисциплинам; 1 – не интересные занятия, 5 – можно заслушаться);
Использование наглядных и технических средств обучения (1 – одни лекции, 5 – использование презентаций, наглядных материалов и др.);
Чувство юмора (легкость общения со студентами; 1 - пары проходят в напряженной обстановке, 5 - одно удовольствие посещать занятия).
Цель и средства? ---------------------- На хрена он нужен "Литературной газете, если даже студенты его не понимают: http://professorrating.ru/professor.php?id=16154 Рейтинг преподавателя * Средний балл 3,5 Способность донести материал 3,7 Увлекательность предмета 4,3 Сложность сдачи экзамена 1,0 Использование наглядных и технических средств обучения 3,7 Практическая польза предмета 3,7 Чувство юмора 4,7 ================================================================ * Рейтинг по преподавателям Оценить преподавателя можно по 6 категориям: Способность донести материал (умение объяснять и ясно доносить знания студентам; 1 – ничего не понятно, 5 – все объясняет); Сложность сдачи экзамена (экзамена, зачета, лабораторных работ; соблюдение преподавателем формата приема, оговоренным со студентами перед сдачей; 1 – не соблюдается, 5 – все так, как и договаривались); Практическая польза предмета (помощь дисциплины в устройстве на работу, актуальность и новизна информации, полученной в ходе изучения предмета; 1 – никакой пользы, 5 – очень востребован); Увлекательность предмета (интересно ли слушать лекции и работать на практических занятиях по преподаваемым дисциплинам; 1 – не интересные занятия, 5 – можно заслушаться); Использование наглядных и технических средств обучения (1 – одни лекции, 5 – использование презентаций, наглядных материалов и др.); Чувство юмора (легкость общения со студентами; 1 - пары проходят в напряженной обстановке, 5 - одно удовольствие посещать занятия).

Виталий Веселовский, 19.09.2016

Вопросы философии.
---------------------------
"Кто сказал мяу?"

Гиренок: "В 1933 году Введенский говорил: ... Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провёл как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлечённая."

"Я-я-я" - есть рифма не моя.

Что это такое:

"О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель."

если не поэтическая критика разума.

" ... Но существование рамок способен заметить только философ."

Трудно не согласиться с санчесом: "Ты, милочка, немножко глуповата ..."
Вопросы философии. --------------------------- "Кто сказал мяу?" Гиренок: "В 1933 году Введенский говорил: ... Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провёл как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлечённая." "Я-я-я" - есть рифма не моя. Что это такое: "О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель." если не поэтическая критика разума. " ... Но существование рамок способен заметить только философ." Трудно не согласиться с санчесом: "Ты, милочка, немножко глуповата ..."

Станислав Бражник, 26.09.2016

"... готовит просвещения дух..." Здесь поэт интуитивно угадал главенство духа, а не разума. Поясняю. Академик Бехтерева (институт мозга) давно писала, что мозг шизофреника ничем не отличается от мозга нормального человека. ______ "просвещения дух " заставляет формировать новые нейронные связи. "Дух" может быть просвещённым, непросвещённым, с совестью, без совести - это каждому своё и при рождении. "Дух" (энергетика, "аура") - не критикует разум, он им управляет.
"... готовит просвещения дух..." Здесь поэт интуитивно угадал главенство духа, а не разума. Поясняю. Академик Бехтерева (институт мозга) давно писала, что мозг шизофреника ничем не отличается от мозга нормального человека. ______ "просвещения дух " заставляет формировать новые нейронные связи. "Дух" может быть просвещённым, непросвещённым, с совестью, без совести - это каждому своё и при рождении. "Дух" (энергетика, "аура") - не критикует разум, он им управляет.

Михаил Конаков, 26.09.2016

Ещё один болтун):
Ещё один болтун):

Станислав Бражник, 27.09.2016

Английские учёные доказали, что критика автора даёт больше преимуществ в майданном споре, чем критика его идей. Отсюда и "глуповатая милочка" и "болтун".
Английские учёные доказали, что критика автора даёт больше преимуществ в майданном споре, чем критика его идей. Отсюда и "глуповатая милочка" и "болтун".

Станислав Бражник, 28.09.2016

Понесло меня, понесло. Не даёт покоя давнее заявление акад. Бехтеревой. Из него следует, что мозг аристократа Веселовского, сверхчеловека шендеровича с его "мы другие!" и деревенского дурачка - совершенно одинаков по стрроению. _____ Учёные антропологи утверждают: ни форма черепа, ни объём, ни(о, ужас!) вес мозга (в средних пределах) не влияют на талант и гениальность. Что же влияет? Науке пока не известно. _____ И поэтому, господа, поосторожнее с "мы другие". Другие в том, что эадержались на дереве подольше, или обрасти шерстью успели побольше - тут я согласен, а что касается исключительности, например, американской нации - молчит об этом наука. _____ А раз молчит наука, то "мы другие" - всего лишь синдром старухи с разбитым корытом из извесной сказки. Шендерович хочет в столбовые бояре, америкосы - золотую рыбку заменить, а водила внедорожника - жигулёнка подрезать. Сказка ложь, да в ней намёк, однако....
Понесло меня, понесло. Не даёт покоя давнее заявление акад. Бехтеревой. Из него следует, что мозг аристократа Веселовского, сверхчеловека шендеровича с его "мы другие!" и деревенского дурачка - совершенно одинаков по стрроению. _____ Учёные антропологи утверждают: ни форма черепа, ни объём, ни(о, ужас!) вес мозга (в средних пределах) не влияют на талант и гениальность. Что же влияет? Науке пока не известно. _____ И поэтому, господа, поосторожнее с "мы другие". Другие в том, что эадержались на дереве подольше, или обрасти шерстью успели побольше - тут я согласен, а что касается исключительности, например, американской нации - молчит об этом наука. _____ А раз молчит наука, то "мы другие" - всего лишь синдром старухи с разбитым корытом из извесной сказки. Шендерович хочет в столбовые бояре, америкосы - золотую рыбку заменить, а водила внедорожника - жигулёнка подрезать. Сказка ложь, да в ней намёк, однако....


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
12.04.2021

Полету Гагарина – 60 лет!

12 апреля 1961 года состоялся первый в истории человечества полет в космос.
12.04.2021

«Красная площадь» близится

12 апреля стартует прием заявок на участие в престижном книжном фестивале.
12.04.2021

«Цифровой этикет» – что это?

На встрече в РГБМ расскажут о том, какие правила следует соблюдать в социальных сетях.
11.04.2021

Что читать?

Состоялось онлайн-шоу известного издательства «ЭКСМО».
10.04.2021

«Русское царство» в особняке Носова

В РГБМ открылась выставка живописи, приуроченная к 800-летию Александра Невского.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

События и мнения
Вассерман Анатолий

Зачем нам туда?

Весь конкурс кандидатов от России на «Евровидение» не смотрел: давно далёк от ны...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда