Казалось бы, и у родителей, и у школы цель одна – воспитание высоконравственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина, но пути её достижения часто видятся по-разному. Последний конфликт возник из-за… причёски. В Сосновоборске четвероклассник пришёл на занятия с гладко выбритыми висками и хвостиком на затылке, после чего родителям, если они не готовы соблюдать школьный дресс-код, предложили перевести ребёнка на домашнее обучение. Какой урок вынесет для себя мальчик, если администрация (а этой историей уже занимается следственный комитет) будет наказана за превышение полномочий? Выкрасит назло учителю свой хвостик в ярко-малиновый цвет и будет всегда готов к уроку на сто процентов? Или, напротив, махнёт на учёбу рукой и примкнёт к какой-нибудь молодёжной маргинальной группе? О ребёнке-то, как это часто бывает в родительско-учительских конфликтах, все и забыли.
Попытку найти общий подход к проблеме формирования духовной личности предприняли участники прошедшего в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) II Общенационального родительского форума, в работе которого приняли участие представители органов управления образованием и общественных организаций, педагоги действующие и будущие (студенты) и, естественно, родители. Главный вопрос повестки дня – укрепление диалога семьи и школы и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Работали секции «Нормативно-правовое регулирование в области семейного образования и воспитания», «Формирование и развитие государственной семейной политики в современном обществе: региональный аспект», «Механизмы консультационной, информационно-методической помощи родителям, воспитывающим детей с разными образовательными потребностями». Названия звучат скучновато, но этого никак не скажешь о том, как проходили сами семинары.
Взять хотя бы такую проблему, как повальный уход подростков в интернет. Сегодня среднестатистический школьник проводит в «паутине» около 6 часов в день, а это треть всего времени бодрствования. Родители зачастую не знают, что с этим делать. Ответ дали на заседании секции «Риски интернет-коммуникации детей и молодёжи». Советы – от технически сложных (установка на компьютер ребёнка специальных программных фильтров или системы родительского контроля) до простых, но также действенных. Например, соблюдение правила, чтобы компьютер с выходом в интернет находился в общей комнате под присмотром старших.
Лично меня тронул один простой и ясный совет: надо любить своих детей, общаться с ними как можно больше и никогда не обманывать их, дабы не утратить доверия. Вообще, тема любви на этом форуме звучала не раз и не два. Педагоги уверены, что любовь и учёба самым тесным образом связаны между собой. Я думаю, если бы Осип Мандельштам присутствовал на этом форуме, то в свою бессмертную строку «И море, и Гомер, всё движется любовью» он, может быть, попытался бы каким-либо образом пристроить и просвещение.
– Все прозвучавшие предложения, – рассказал мне уже после окончания форума ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков, – будут тщательно изучены и систематизированы, после чего мы отправим их в то ведомство, которому по силам дать им путёвку в жизнь: в Госдуму, Совет Федерации, Администрацию президента, Министерство просвещения и т.д. Предстоит большая и кропотливая работа с представителями соответствующих министерств и ведомств. И мы готовы к такой работе. Когда я говорю «мы», то имею в виду школу в широком значении этого слова и родителей учеников. Прошедшая конференция показала, что мы готовы к плодотворной совместной работе. И это именно то, что позволяет нам рассчитывать на конечный успех.
Все выступления в прениях на Общенациональном родительском форуме привести невозможно – на это не хватило бы всей газеты. А жаль, в каждом из них прозвучали интересные мысли. Познакомим читателей с некоторыми из них.
– Вот говорят: «Дети – наше будущее». А ведь вернее сказать «Мы – будущее наших детей». Какими мы их вырастим – таким будет будущее и у них, и у нас, родителей, и у России в целом.
– Мы должны уважать наших детей, тогда и они будут уважать нас и верить нашим словам.
– Дети читают тогда, когда видят, как читают их родители.
– Наши школьники занимают высокие места на всевозможных международных конкурсах и олимпиадах, но вот в навыках командной работы заметно уступают зарубежным сверстникам. Научить учеников договариваться и совместно работать над той или иной проблемой – одна из важнейших задач.
– Домашнее или семейное образование родители чаще всего выбирают потому, что в таком случае они имеют возможность влиять на те или иные аспекты процесса обучения. Такое часто встречается в верующих семьях, где взрослые хотят передать свои духовные ценности детям.
– В 18 лет ребёнок официально признаётся взрослым, но для родителей он всё ещё остаётся ребёнком, и они должны вести себя в соответствии с этим чувством. Но деликатно.
– В некоторых школах ввели правило, по которому ученики сдают свои мобильные телефоны перед началом уроков и получают их после завершения учебного дня. Если вдруг родителям понадобится срочно связаться с ребёнком или передать ему важную информацию, они звонят учителю. Конечно, это не панацея, но опыт достаточно интересный.
– Запрет, целесообразность которого дети не понимают, потому что взрослые не сумели им это объяснить, ничего, кроме вреда, не приносит.
– Мы должны добиться такого положения вещей, чтобы дети из одной семьи при желании учились в той же школе, где учатся их старшие братья и сёстры. Это принесёт много пользы, не говоря уже о том, что сэкономит время родителей на доставку детей в разные школы, зачастую отстоящие друг от друга на приличные расстояния.