На недавней Московской книжной выставке учебник «Военная история России. Главное» представил министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, под редакцией которого вышло издание. Он сообщил, что в московские школы передано около
50 тысяч экземпляров книги, а ещё 200 тысяч ожидается в ближайшее время. «ЛГ» обратилась к соавторам учебного пособия, чтобы они рассказали подробнее об этом неординарном проекте.
Любовь к истории своей страны прививается в семье и школе. В помощь учителю и ученикам создаются учебники. Но они нередко вызывают скуку. На наш взгляд, книга-учебник должна увлекать, побуждать узнать больше во внеурочное время. Для нас были важны историческая правда и эмоциональный отклик, чтобы юноша испытал гордость за свою армию, её традиции и, возможно, задумался о профессии военного.
В пособии рассказывается, как происходило становление отечественного военного искусства, о походах Святослава и борьбе с половцами, о доспехах и вооружении русских воинов, об известных и «забытых» полководцах (таких, как Скопин-Шуйский), о суворовской «науке побеждать» и стратегии Барклая де Толли и Кутузова. Для нас важно было сравнить военное мастерство и тактику своей и зарубежных армий, например наших стрельцов и мушкетёров Западной Европы. Ведь стрельцы были, по сути, войском нового типа, хотя в обычных учебниках стрельцам уделяется буквально несколько строк.
Мы показываем, что допетровская Россия в артиллерийском деле, например, часто опережала своих военных конкурентов (и это притом что на Западе принято было называть нашу страну варварской и отсталой). Следует, на наш взгляд, и «реабилитировать» Крымскую войну, которую у нас знают прежде всего по героической обороне Севастополя и последующей отмене крепостного права. А то, что наши противники потеряли больше, чем мы, что мы сражались против объединённых сил сильнейших европейских государств, что война шла на многочисленных театрах военных действий? О таких моментах стоит говорить прямо, как и о том, что Крымская война стала репетицией будущих мировых войн, стала, если так можно выразиться, «нулевой мировой» войной.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. наводит также на мысль – а если бы Скобелев взял тогда Константинополь и город стал бы российским? Что бы тогда произошло: новая большая европейская война (с участием Англии) или рост международного статуса России, свободный для нас выход к Средиземному морю? Вся мировая политика в преддверии ХХ века могла пойти тогда по другому сценарию.
А что сегодня средний ученик знает об участии России в Первой мировой? В голове остаются лишь гибель армии Самсонова в Восточной Пруссии, Брусиловский прорыв и выход из войны в связи с революцией 1917 года. Но эта война не должна быть «забытой». Народ проявил тогда массовый героизм: даже отравленные газами, наши солдаты шли в атаку (как в крепости Осовец), дети сбегали на фронт, женщины шли ухаживать за ранеными. Более 1,2 млн воинов тогда были награждены Георгиевскими крестами. Кстати, об истории этой награды, которую давали только за военные подвиги, мы также говорим в учебнике.
Мы рассказываем, что Россия – великая страна, которая имела выдающихся конструкторов и изобретателей оружия. Ведь только в ХХ веке мы изобрели первый в мире тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец», автомат Фёдорова, лучшие танки Второй мировой Т-34 и ИС-2, штурмовик Ил-2 (который немцы называли «чёрная смерть»), автомат Калашникова, сверхточные баллистические ракеты.
Рассказывая о Великой Отечественной войне, мы преследовали две главные цели: показать насколько жестоким был враг, имевший планы физического устранения нашего народа, и доказать, что мы воевали лучше нацистов. В конце концов мы победили потому, что имели лучшую армию на планете.
Даже в трагический 1941 год наши воины совершали подвиги, на которые были не способны ни немцы, ни наши западные союзники. Чего только стоят тараны в воздухе в первые минуты войны; рекорды по уничтожению вражеских танков в одном бою (ст. лейтенант Колобанов – 22 танка 20.08.1941 г. под Ленинградом); 50 остановленных танков у разъезда Дубосеково (подвиг 28 панфиловцев); смерть «за други своя», которую приняла Зоя Космодемьянская. И кто ещё из врагов или союзников совершал массовый побег из фашистского лагеря смерти, как это было в лагере Собибор?
В учебнике рассказывается и о послевоенных конфликтах, в которых участвовали наши военные: война в Корее, Вьетнаме, Афганистане. Есть преемственность между героями прошлого и героями настоящего. Российские воины, которые сегодня защищают рубежи нашей державы, участвуют в миротворческих операциях в ближнем и дальнем зарубежье, являются достойными наследниками своих предков.
Во время отражения грузинской атаки на Южную Осетию наши миротворцы капитан Яковлев и сержант Мыльников на своих танках отважно сражались с наседавшим противником. Даже когда кончились боеприпасы, наши брали врага «на испуг» – на полной скорости врывались на грузинские позиции. Противник был в панике. Всё это помогло выиграть время до подхода основных сил. Юрий Яковлев и Сергей Мыльников были удостоены звания Героев России.
Во время миротворческой антитеррористической операции в Сирии наши воины проявляли и проявляют чудеса храбрости и самопожертвования. Пилот сбитого Су-25 Роман Филипов отстреливался от боевиков до последнего, а затем, когда враги подошли ближе, он подорвал себя и их ручной гранатой. «Это вам за пацанов» – были его последние слова!
Сегодня мы видим, как модернизируется Российская армия, но одного боевого оружия, как показывает история человечества, мало. Нужно, чтобы будущий воин был вооружён и морально, знал, что за его плечами стоят поколения защитников страны. Частью этого морального оружия, на наш взгляд, и является это учебное пособие.
Михаил Мягков, доктор исторических наук, директор по науке РВИО
Юрий Никифоров, кандидат исторических наук, доцент МПГУ