Фильм Микаэля Хофстрёма вряд ли бы вызвал такой интерес, если бы не гневный ропот в блогосфере, в котором главным было памятное с майдана украинское слово «зрада» («измена»). И действительно, в боевике действие происходит где-то на территории современной Украины в 2036 году, то есть в не слишком далёком будущем, но государства с таким названием уже нет. Однако не отказ братскому народу в государственности самое существенное в этом фильме, а совсем другое, крайне актуальное в последнее время – посягательство на основу основ, низвержение сияющего града на холме, изобличение его агрессивной сущности.
Итак, 2036 год, на территории бывшей Украины идёт гражданская война между поддерживаемыми Штатами украинскими «ополченцами», ими руководит красотка София (Эмили Бичем), и пророссийскими «красными повстанцами», которых возглавляет Гроза Балкан (почему Балкан?) красавец Виктор Коваль (Пилу Асбек). Он когда-то взорвал грязную бомбу в Киеве (что это такое, конкретно не поясняется, но, надо полагать, по последствиям нечто сравнимое с чернобыльской катастрофой) и планирует захватить оставшееся с советских времён на территории Украины глубоко запрятанное настоящее ядерное оружие.
Между противоборствующими сторонами стоят американские миротворцы, они иногда участвуют в рейдах, чтобы усмирить и тех и других, но в основном, конечно, красных. Последним Россия поставляет оружие и человекоподобных роботов, которые стреляют не только с двух рук по-македонски, но и с двух ног. У американцев, конечно, есть такие же, только лучше: более красивые и эффективные. Иногда в бой вступают и живые морпехи, их прикрывают роботы, а с воздуха – беспилотники, которыми руководят из центра где-то в Неваде.
В столкновениях гибнут не только ополченцы и повстанцы, не только роботы, не только местные мирные жители (последних американское командование цинично называет «сопутствующим ущербом»), но иногда (крайне редко) и американские солдаты, что, конечно, воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Фильм и начинается с того, что американский беспилотник спасает группу морпехов, уничтожив направленные на них орудия красных. Но при этом молодому оператору-наводчику беспилотников чернокожему лейтенанту Харпу пришлось пожертвовать двумя американскими солдатами, которых не успели эвакуировать из красной зоны. За эти потери лейтенанта наказывают тем, что отправляют в зону боевых действий, где ему бьют морду сослуживцы погибших солдат, а потом он попадает в распоряжение матёрого спецназовца. Тоже чернокожего (в этом смысле новые оскаровские стандарты перевыполнены) капитана Лео, который непрост. И ой как непрост.
Во-первых, он не человек, хоть у него вполне человеческое обличье, он – андроид, практически неуязвимый киборг, который чувствует физическую и душевную боль, как все люди, и обладает мощным интеллектом. Лео глубоко проанализировал нахождение американских войск на чужих территориях и – вот где настоящая зрада! – решился на страшное. Он перехватывает у Коваля ядерный чемоданчик и намеревается направить ракету с ядерной боеголовкой на... Америку: «Я должен уничтожить монстра – себя, и должен уничтожить своего создателя. Америка… она должна понять, что войны должны прекратиться. А я – это лицо нескончаемой войны».
И его союзники в этом святом деле не пророссийские повстанцы, а украинские ополченцы (суперзрада!). «Местные осиротели не из-за гражданской войны. Их дома разрушили ваши бомбы… США хотят дестабилизировать Россию, затягивая конфликт в нашей стране. Пусть американцы поймут, что такое «сопутствующий урон», – говорит прелестная предводительница ополченцев София.
Лейтенанту Харпу чудесным образом удаётся особыми разрывными пулями вывести Лео из строя, но восставший против своей родины мощный красавчиккиборг в исполнении звезды «Мстителей» популярного Энтони Маки выглядит куда человечнее, обаятельнее и убедительнее Харпа и всех своих соотечественников. Удивительное дело, «внутренний террорист» вызывает сочувствие.
Совершенно неожиданно обыкновенная фэнтези-стрелялка встала в один ряд тех американских лент, в которых жёстко критикуются власти и жизнеустройство США («Игра на понижение», «Власть» и другие, о которых «ЛГ» не раз писала), на этот раз кинематограф восстал против военной политики США, разжигания конфликтов всюду по периметру и стравливания народов. Ещё совсем недавно подобный фильм воспринимался бы как злобная антиамериканская агитка, сделанная в какой-нибудь стране-изгое, но нет – made in USA, американцы сами до этого додумались. Это уже не только зрада, это уже treason.