«Гений – богач страшный», – сказал Гоголь. Я вспомнила эти слова на нынешних Шукшинских днях. Они – по понятной причине – были перенесены сначала с 2020-го на 2021 год, а потом с июля на октябрь. Так что приуроченные обычно к дню рождения Шукшина в этом году прошли в день его смерти.
И это было хорошо. Потому что в октябре на Алтае, куда ни глянь, маячит калина. Калина красная.
Мне выпала высокая честь быть гостьей Шукшинского праздника. Впрочем, слово «гостья» здесь вряд ли уместно: я много и радостно работала в эти дни.
Сначала были Сростки. Малая родина Шукшина. Здесь три здания-памятника, связанные с именем Шукшина: дом, где прошли детские годы Василия Макаровича, школа, где Шукшин сначала учился, а потом работал, и дом матери. Поразило всё: и экспонаты – живые, дышащие, и работники музеев – одухотворённые, влюблённые в своего героя.
Замечательные вещи узнала я о своём любимом Шукшине (любимом настолько, что в конце сентября, в такое горячее для школьного учителя время, полетела-таки на Алтай). Василий Макарович, когда уже зарабатывал, дал сестре Наталье денег на пальто, а она купила. пишущую машинку брату! А мать Шукшина, Мария Сергеевна, дважды продавала дом, покупая меньший, чтобы на разницу в деньгах выучить своих детей. Василий же Макарович, получив первый большой – литературный – гонорар, купил матери большой дом.
Что тут скажешь – дары волхвов!
Порадовал и новый храм в селе, и гора Пикет. С этой горы хорошо видно всё село, и пейзаж, надо сказать, открывается космический: памятник Шукшину, река, небо. Хочу заметить, что мало я видела памятников, столь органично вписанных в природный ландшафт. Герой Шукшина (это финальный кадр фильма «Печки-лавочки») работы В. Клыкова сидит себе на горе: над ним – небо, под ним – село, впереди – вечность.
Члены нашей делегации – М. Кудимова, П. Селуков, М. Бессонов, А. Поспелова, А. Ли, М. Щукин – выступали и в библиотеке в Сростках, и в библиотеке имени Шукшина в Бийске. Принимали нас тепло, слушали внимательно, спрашивали обильно. (Очень порадовало, что на Алтае читают «ЛГ» и следят, в частности, за рубрикой «Дневник учителя»).
Параллельно с писательской программой шёл двадцать третий кинофестиваль, что понятно: Шукшин не только писатель, но и режиссёр и актёр. Главный приз полнометражного игрового кино получил фильм «История одной картины» (режиссёр Р. Магомадов). А вот диплом «За лучшее исполнение женской роли» был – посмертно – присуждён И. Печерниковой (моей любимой актрисе) за фильм «Земля Эльзы» (режиссёр Ю. Колесник). Этот фильм – историю о любви немолодых людей – мне удалось посмотреть.
Победителем конкурсной программы короткометражного кино стал фильм Светланы Белоруссовой «Ку-ку».
В последний день праздника для гостей устроили экскурсию по Архиерейскому подворью г. Бийска. Что это была за экскурсия! Провёл её директор Музея истории Алтайской духовной миссии П.С. Коваленко, который не только знает каждый экспонат музея, но откопал и реставрировал его. Павел Сергеевич в числе прочих рассказал историю обретения музеем синего гостиного гарнитура. Как он со своими студентами отрыл остов дивана и стульев, а потом по каталогу в интернете был найден и воссоздан этот гарнитур.
Здесь я поймала себя на мысли, что своим рассказом директор музея подтвердил идею воскресения: каждая душа – в воскресение – воссоединяется со своей плотью. И ничто не будет утеряно. А ещё я подумала, что и сами Шукшинские дни – это не что иное, как воскрешение Шукшина.
Закрытие Шукшинских дней состоялось в Городском Дворце культуры Бийска. Выступали: заместитель губернатора Алтайского края Денис Губин, глава Бийска Александр Студеникин, министр культуры Алтая Елена Безрукова. Чиновники поразили – молодые, энергичные, выступающие «без бумажки». (А министр культуры ещё и поэт, в чём я убедилась, прочитав её книжку «Вереск полынь».)
...Кто-то из гостей сказал, что был на Шукшинском празднике несколько лет назад и что праздник с тех пор стал масштабнее.
Что ж, «гений – богач страшный».
И с каждым годом всё богаче.
Инна Кабыш