Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 октября 2021 г.
Искусство Культура

Вера-спасение

20 октября 2021

После фильма Игоря Калядина «Вадим Шверубович. Честь имею» я поняла, что ценность и уникальность личной биографии Вадима Васильевича от меня ускользала.

До просмотра он являлся для меня одним из самых тонких и восхитительных летописцев Художественного театра, сыном В.И. Качалова и отцом А.В. Бартошевича. Этого, казалось, достаточно для ощущения обаяния его личности и понимания его человеческого масштаба.

Даже сюжет его участия в Гражданской войне в составе деникинской армии (катастрофическая деталь для анкеты советского человека) воспринимался не самостоятельно, а в своего рода проекции на жизнь Художественного театра. Сложнейший эпизод, связанный с «качаловской группой». (Участие сына В.И. Качалова в Белом движении мешало возвращению группы художественников из-за границы в Советскую Россию.) Оторвать эту личную белогвардейскую историю от большой истории МХТ весьма сложно. Но именно это сделал автор фильма Игорь Калядин. В фильме акценты определённым образом смещены: меньше театра и больше личного.

Биография В.В. Шверубовича, которую я представляла себе до вчерашнего дня без детализации, в самых общих чертах, предстала с экрана совершенно фантастической, трагической, высокой, переполненной событиями сверх меры.

Мыслимо ли вынести столько испытаний, чисто физически перенести одному человеку? Гражданская, немецкий плен, участие в итальянском партизанском движении, одиночная камера на Лубянке. Между ними – чудовищные 1920-е и не менее, но иначе, по-своему чудовищные 1930-е.

Намеренно не стану описывать нюансы и пересказывать факты, чтобы не портить впечатление тем, кто фильм ещё не видел.

Смотришь на экран, следишь за повествованием и с какого-то момента начинаешь горестно ощущать неодолимый цивилизационный разрыв. Вроде бы та же земля, на которой живём мы. И речь звучит та же. И. Калядин использовал хороший ёмкий образ: снежная позёмка, пригибающая к покрытой настом земле иссохшие былинки. Те же ветры, тот же снег, тот же холод, та же увядшая трава что тогда, что теперь. Но люди жили другие. В. Шверубович человек другого химического состава, нежели мы.

Совершенное знание многих европейских языков, энциклопедическая образованность, обострённое осознание нравственного и социального долга, особый – неспокойный – настрой души. Глубокая вера. Не религиозность, а именно вера, в полном смысле понятия. Вера-спасение. Дана ли кому-то теперь та же мера цельности и стойкости, чтобы верить так?

Сквозь биографии подобного масштаба следует смотреть как сквозь магический кристалл на российскую историю, на роковой ХХ век – без них, этих биографий, не понять хода событий и исторических предопределённостей.

О герое фильма на экране говорят изумительные рассказчики: А.В. Бартошевич, Б.Н. Любимов, М.Р. Литвин, А.Н. Леонтьев...

Спасибо им.

Элла Михалёва

Тэги: Судьба
Обсудить в группе Telegram

Элла Михалёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кочегар прозы

    16.07.2022
  • Белинский с манерами Чехова

    12.10.2021
  • Созвездие Лиды взойдёт...

    28.07.2021
  • Ученица Айседоры

    14.07.2021
  • Упрись, как Говоров!

    22.06.2021
  • Осколок солнца

    72 голосов
  • Ученица Айседоры

    52 голосов
  • Неугасимая лампада

    44 голосов
  • Князь исторической науки

    40 голосов
  • Шофёр Будённого

    33 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS