Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 ноября 2020 г.
  4. № 44 (6759) (04.11.2020)
Телеведение

Над кем стебётесь?

По кинотеатрам в разгар пандемии прошла лента «Глубже!», тоже весьма нездоровая

04 ноября 2020
Александр Паль

Пятый полнометражный фильм Михаила Сегала (четыре предыдущих и по стилистике, и по тематике, и даже по жанру очень разные) продолжает и развивает найденное в самом известном, альманахе «Рассказы», точнее, в двух его новеллах. В одной впервые в большой роли появляется прелестная Любовь Аксёнова, в другой – в роли президента искушённый Игорь Угольников.

Угольников и в «Глубже!» играет президента, правда, в фильме нет той мистики и таинственной многозначительности, которыми окутаны новеллы «Рассказов» про «энергетическую женщину» и визит губернатора-коррупционера на самый верх. Новелла же о внезапной любви сорокалетнего редактора и юной красотки (дебют Аксёновой), с которой, как выяснилось, «не о чем трахаться», показалась слишком литературной – другие новеллы тоже литературные, но эта литературна до обидного.

Два слова о ней. Обычный, ничем не примечательный холостяк (Константин Юшкевич) в пробке на трассе замечает необыкновенную юную романтическую особу на красном «Ауди». Он, разумеется, вспыхивает, она, представьте себе, тоже – любовь с первого взгляда! Головокружительно стремительная. Однако их любовь-страсть довольно быстро гаснет – обычное дело при таком мезальянсе, необычны причины и быстрота. Охладевает он, невзрачный пожилой мужичонка, а не она, юная, нежная красавица. Почему? Оказывается, она из другого поколения, дитя ЕГЭ, ничего не знает из того, что интересует его… А на что он рассчитывал? На то, что с этой Ассоль он может обсуждать свою диссертацию о Маяковском? Ну да, поколение нулевых не знает не только Маяковского, они думают, что Ленин жил во время татаро-монгольского ига, однако прелесть этой барышни вовсе не в сфере книжных интересов. Кстати, она, умненькая, любящая, хочет соответствовать возлюбленному, готова отдавать всю себя и учиться, учиться, но он непреклонен. Тут какая-то большая неправда – все от Станиславского до Чехова и Хемингуэя кряхтят: «Не верю! Историю прервали насильно «по надуманному предлогу».

Сплошь надуманные предлоги и в «Глубже!». И сам фильм, и его жанр невнятные. Что это? Лирическая комедия с элементами фарса? Сатира? Абсурдистская фантасмагория? Приходится верить, что главный герой, молодой режиссёр, очень талантлив, хотя ставит спектакли долго, нудно и успеха они не имеют. Нас заставляют также верить в то, что режиссёр никакого кино не смотрит (кроме как «про холокост», так он сам почему-то сказал), но ему предлагают режиссировать порноролики, и… бескомпромиссный поклонник Чехова соглашается! Потом он (совсем идиот, что ли?) по системе Станиславского репетирует прелюдию полового акта. Зачем Любови Аксёновой, нежной, эфирной, абсолютно непохожей на порноактрису, режиссёр дал такую роль? И зачем она согласилась?

Далее нам приходится себя насиловать, чтобы поверить, что система Станиславского помогает герою снять такие проникновенные и так глубоко задевающие зрителей порноролики, что он становится любимым и известным во всём мире порнорежиссёром. Александр Паль, кстати, здесь поразительно похож на молодого Мейерхольда в роли Треплева из «Чайки». Чтобы закончить со сходствами, отметим, что оператор роликов (Степан Девонин) похож на Боба Дилана, а сыгравший олигарха-экскурсовода Семён Трескунов – на молодого Вуди Аллена. Но ни на что не похоже то, что после феерического успеха роликов нашего Порнотреплева приглашают в Главный театр (смешное название!), где до того главным режиссёром был живчик по фамилии Хачатрян (похоже, Сегал вызвал на дуэль всю могучую армянскую диаспору нашего кинематографа).   

Тяжело смотреть сцены, в которых Порнотреплев раздевает догола актёров, репетирующих на сцене Главного театра. Особенно почему-то жалко Владимира Симонова (зачем народный артист России согласился на такую унизительную роль?). И нам предлагается поверить в то, что эта сценическая порноинтерпретация Чехова очень нравится всем, в том числе президенту России.

В новелле «Рассказов», где Сегал бичевал коррупцию, пронизывающую всё наше общество, появление в конце цепочки, уходящей на самый верх, заоблачного президента было логично. Но здесь сейчас, когда нашу власть постоянно упрекают в консерватизме, в архаической приверженности традиционным ценностям и обвиняют в репрессиях в отношении прогрессивных режиссёров, это какой-то странный, абсолютно нелогичный поворот.

В фантасмагориях Булгакова таких ляпов нет, у него всё мотивированно, Персиков с его красным лучом в «Роковых яйцах» не просто похож на Ленина, но даже его одногодок. А фантастические опыты профессора Преображенского основаны на череде научных открытий того времени и вере революционной власти в то, что можно быстро перевоспитать человечество.

Куда направлено остриё сатиры Сегала? Кого или что фильм изобличает? Власть, использующую порноспектакли для повышения своего рейтинга? Современный театр? Фальшивый патриотизм телевидения? Просто стёб и, видимо, только для своих. Досадно, тем более что в фильме много хорошего. Отличная картинка (операторы Эдуард Мошкович, Евгений Ермоленко), остроумно прочерчена линия бедного в прямом смысле режиссёра до его несуразного вхождения в порнобизнес – тему порно в кинематографе закрыл великий Пол Томас Андерсон в «Ночах в стиле буги», здесь же всё как будто понарошку. Тем не менее актёры очень хорошо играют: и Владимир Стеклов директора театра, и Игорь Верник советника по культуре, и Паль, старающийся оправдать все нелепицы сценария, по-прежнему прелестна Любовь Аксёнова, однако любви здесь, как и в «Рассказах», нет.

Тэги: Александр Кондрашов Любовь Акснова Семн Трескунов Александр Паль Владимир Симонов Михаил Сегал Глубже Игорь Угольников Эдуард Мошкович
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Люди добрые

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS