Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 декабря 2020 г.
Общество Позиция

Гроза перед бурей

Подводя итоги уходящего года

22 декабря 2020

Едва ли кто-то рискнёт назвать 2020-й «затишьем», хотя, возможно, через несколько лет мы будем вспоминать его как последний год пред наступлением новой эпохи. Да, подлинно застойным оказался 2019-й, и это ощутили даже российские начальники, форсированно взявшиеся избавляться от многочисленных политических «чемоданов без ручки», тащить которые дальше стало невмоготу, не говоря уже о том, чтобы противостоять ковиду. Но всё же новой эпохи в 2020 году мы ещё не увидели.

Многое, с чем и Россия, и мир столкнулись в 2020-м, стало отблеском былых пожарищ. В том числе война в Карабахе, показавшая на примере проигравшей стороны, сколь быстро политическое разложение может обессилить общество и государство… Но суровая дама История высказалась определённо: прежняя эпоха заканчивается. И назначила её ликвидатором Джо Байдена, в портфолио которого есть даже совместное фото с Андреем Громыко. Вот такой пугающий символизм и прозрачный намёк на очертания нового мира.

2020 год стал предупреждением, отдалённой грозой, подступающей к нашему дому. Детки, хватит играть в догонялки, пора укрыться в каком-нибудь капитальном здании! Родители, нужно плотнее закрыть ставни и проверить на прочность стропила! Пора удостовериться, не отсырели ли спички, и пополнить запасы консервов! Потому что за первыми каплями дождя прорисовывается буря, и если в начале года «родители» – крупнейшие государства мира, локомотивы глобализации – раздумывали, стоит ли сворачивать стол для барбекю, то к концу года мы уже слышим звон посуды, которую спешно уносят под крышу. И только старая добрая Европа упорно стоит под дождём в ожидании, что начнутся танцы и её пригласят. Стоит обиженная, с уязвлённым самолюбием, нереализованными амбициями и стреляет глазками в новоизбранного лидера «Атлантического мира».

Впрочем, Европа всегда была такой. И в 1788-м, и в 1869-м, и в 1913-м, и в 1938-м, и в 2007-м, и в 2013-м. Проще говоря, Европа никогда не замечала приближения большой бури, которую, по сути, сама же и порождала. Но даже и в Европе к концу 2020 года появилось немало посуровевших лиц.

Проблема современного мира, видимо, действительно кроется в утрате чувства историчности. Современный обыватель уверен, что так, как было в «сытые нулевые», было всегда. Обыватель забыл бурные 1960-е, инфантильные 1970-е, смутно помнит странные 1980-е, начинавшиеся с учений по гражданской обороне, а закончившиеся победой капитализма над коммунизмом. В качестве «образа повседневности» у него отпечатался именно конец 1990-х и нулевые. Когда никуда не надо была спешить, когда кредиты не брали только лохи, когда «все так жили». Больше всего «детей глобализации» (а все мы – дети глобализации) пугает, что придётся жить по-разному.

Буря… Мы учили наизусть «Песню о Буревестнике», но всё же во многом остались обывателями. Хотим сидеть ранним летом на веранде, укутавшись в плед, и наблюдать закат. Однако всё же есть разница между мечтой о вечном раннем лете и неготовностью жить в эпоху, где не будет потребительского комфорта. Да, мы ещё лелеем надежду, что ковидом всё и обойдётся, что История уже взяла с нашего мира неограниченных потребительских амбиций достаточную дань, но всё же готовимся к худшему.

Мы в России так и не смогли окончательно стать «квалифицированными потребителями». У нас оказалась слишком долгая память, чтобы безоглядно, тотально погрузиться в мир потребления товаров, услуг, ощущений. Не «наше» это оказалось. Да и едва ли грядущий мир станет комфортным миром для потребления. Потребитель там будет скорее дичью, оплачивающей своё выживание, находящейся под круглосуточным наблюдением искусственного интеллекта и тех, кто им управляет.

Наверное, извечная наша способность (причём особенность надэтническая) спокойно, без истерик готовиться к худшему – и есть та самая главная скрепа, позволяющая общественному организму под названием «Россия» выживать в любых передрягах. Даже когда, как в 1991–1993 годах, выжить шансов, кажется, не было. Мы думали, всё это лишний навык, как, например, умение определять сторону света по мху на деревьях. А тут оказалось – может пригодиться.

Ценность 2020 года хотя бы в том, что нам окончательно стало ясно: мечта Егора Гайдара о превращении России в «скучную европейскую страну» не осуществилась. Хотя бы потому, что «скучных европейских стран» больше не осталось. И нам придётся опираться на собственные представления о добре и зле.

Собственно, в этом и проблема нашего общества, нашей страны. Мы можем в новом мире выжить, но пока не готовы ответить на вопрос: а зачем мы в этом новом мире нужны? Каково предназначение России в постглобальном мире? Какая функция и какая ответственность на нас ляжет?

Перед нами стоит вопрос об осознании себя как целостного социального и географического пространства, претендующего на самобытность не только прошлого и настоящего, но и будущего. И готового за эту самобытность будущего драться, а не только кивать на наших великих предков, обеспечивших самобытность прошлого.

Да, этого осознания нам пока не хватает. В уходящем году мы только начали задумываться. Придётся, видимо, в очередной раз проходить через «битву в пути». Но скажем спасибо: нам дали время перед реальной бурей, намекнув на её масштабы. Кто и как смог использовать подаренный год передышки (в том числе подаренный ковидом) – другой вопрос, но ответ на него скоро станет ясен. История – дама суровая и учит больно. Кто не спрятался – она не виновата.

Тэги: Дмитрий Евстафьев
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Евстафьев

Канд. полит. наук. Эксперт-политолог. Профессор... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В ожидании новых людей

    04.05.2022
  • Достигая невозможного

    15.12.2021
  • Кремль решился

    10.11.2021
  • Прощаясь с миром химер

    31.08.2021
  • Вперёд на лёгком тормозе

    03.08.2021
  • Вперёд на лёгком тормозе

    283 голосов
  • Кремль решился

    245 голосов
  • Достигая невозможного

    217 голосов
  • От карнавала к цирку

    179 голосов
  • Всё решается, а счастья нет

    169 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS