«Оптимисты» – первый постсоветский сериал о дипломатах-мидовцах. Первый сезон, начавшийся бодро-ностальгически – ещё бы, время действия – благословенная оттепель! – постепенно превратился в сугубую вампуку, в которой собраны все антисоветские штампы.
Заговор против Хрущёва в 1960 году – верх сценарной наглости, никакого за говора не было, история страны этого периода хорошо известна! Где борцы с фальсификацией истории? Якобы Хрущёва хотели убить реакционеры из Политбюро, а изобличили их как раз с помощью дипломатов, героев сериала. При этом все юные оптимисты-мидовцы оказались те ещё аферисты. Один из них (в исполнении Риналя Мухаметова) делал за деньги загранпаспорт будущему диссиденту, а его возлюбленная, простушка-спортсменка, как оказалось, «по вторникам и четвергам» отдавалась своему тренеру. Другой (Егор Корешков) скрывал, что у него сестра за границей, а женат был на стукачке, пишущей доносы в КГБ, а уж третий – Корнеев (Артём Быстров) – так и вовсе натуральный агент ЦРУ. А главный гэбист МИД (Анатолий Белый) не только спит с их начальницей (Северия Янаушскайте) при том, что у неё есть муж, Герой Советского Союза, но и хочет уничтожить весь их отдел, однако КГБ подстраивает ему аварию, в которой гибнет его маленький сын. Ужасный ужас.
Настойчивая реклама внушала надежды, что второй сезон будет принципиально другим. Тема – изученный вдоль и поперёк Карибский кризис, вместо героев Вдовиченкова и Белого на первый план выходят разведчик Нестеров (Сергей Безруков), который перешёл в МИД после провала в Нью-Йорке, и красотка-фотограф Алекс (Елизавета Боярская), которая приехала в Москву к мужу, американскому журналисту, а на самом деле в качестве резидента ЦРУ. Нестеров и Алекс так любят друг друга, что объединяются в борьбе за мир. Ястребы в СССР и США склоняли Хрущёва и Кеннеди к войне, но благодаря влюблённым агентам её удалось остановить. А помог им предатель Корнеев. Бывает ложь, наглая ложь, а бывает сценарий «Оптимистов».
Все шпионы здесь действуют однотипно: получив задание, заходят в кабинет объекта, когда его там нет, и фотографируют либо просто воруют у него сверхсекретные документы, которые обычно лежат на виду. КГБ же следит и пытается поймать всех, кто у зрителя вызывает симпатию, в том числе и своего сотрудника Нестерова. Предателя Корнеева так мучает совесть, что он влюбляется в резидентшу Алекс и участвует в её с Нестеровым афере, даже идёт ради неё под пули, а дебилы-гэбисты вместо того, чтобы взять живым дипломата, завербованного ЦРУ, тупо убивают его. Алекс срочно высылают из СССР, как будто она обладает дипломатическим иммунитетом – с чего вдруг? Она приехала к мужу, который и не догадывается, что она работает на ЦРУ. Но этого мало, главный гэбист первых «Оптимистов» (Анатолий Белый) вдруг появляется в «Карибском сезоне» и в решающий момент, когда новый главный гэбист (Артём Волобуев) уже готов поймать «предателя» Нестерова, стреляет и убивает коллегу. Зачем, почему? Потому что именно он подстроил аварию, в которой погиб его сын. Тупо мстит... И артисты всю эту несуразицу героически оправдывают. В некоторых моментах, кстати, талантливейшему Сергею Безрукому удаётся отвлечь зрителей от сценарных выкрутасов и заставить сочувствовать его герою, одинокому волку, который знает всему цену и борется, вопреки подлым начальникам, за светлые идеалы.
Отмечу совершенно неожиданный подарок – появление среди «оптимистов» похожей на Ахматову-Цветаеву аполитичной красавицы Лизы (Елизавета Янковская). Линия её проста, человечна и, к счастью, к основной интриге с оболганным МИД 1962 года отношения имеет мало. У Лизы затяжной роман с журналистом-международником (Сергей Яценюк), который, как только кто-то начинает за ней ухаживать, тут же проявляется и властно забирает её, потом исчезает. Мучает женщину и мучается сам, как герой деда актрисы в «Полётах во сне и наяву», вдобавок он наркоман. Если эту ситуацию погрузить в декадентскую атмосферу начала ХХ века или в наше время, то было бы нормально, но напихано всё в 1962 год... А в остальном такое ощущение, что сценарий писали специалисты из ФБК или аферисты, которые живут за рубежом, ненавидят Россию, но заработать могут, только спекулируя на её истории.