Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2021 г.
Библиосфера Колумнисты

Проза жизни

02 марта 2021

Герой Мольера Журден прожил сорок с лишком лет, пока узнал, что, когда он говорит служанке: «Николь, принеси мне туфли и подай ночной колпак», – это проза! Учитель философии не сказал Журдену ещё о существовании художественной и документальной прозы и о жанрах, включая биографии. О биографиях поговорим мы.

Биография (жизнеописание человека) может принадлежать и науке, и истории, и художественной прозе и поэзии («Реквием» Ахматовой). Биография (судьба) есть и у выдающегося деятеля, и у обывателя. Нет классических схем для биографий: сочинение серии «Жизнь замечательных людей» бывает и сугубо научным, и романизированным. Но книги «ЖЗЛ» пишутся о титанах... С недавних пор творческие люди, видно, решили не ждать биографов в будущем, а сами о себе рассказывать. В итоге автобиографическая и автопсихологическая проза лидирует в текущей русской литературе.

Сколько за последние годы я прочитала книг, написанных на жизненном материале авторов? «Обратный адрес» Александра Гениса о взрослении в Стране Советов. «Насквозь» Натальи Громовой о жизни женщины в ней же. «Дежурный по апрелю. Почти документальная история» кинорежиссёра Андрея Павленко о студенчестве 1990-х. «Точка сборки» Ильи Кочергина – сборник нескольких «алтайских» повестей. «Демон и Димон» Марии Бушуевой о тяжёлой семейной жизни. «Генерал и его семья» Тимура Кибирова с личными воспоминаниями автора из военных городков. «Плавильная лодочка» Елены Зейферт, где картины её карагандинского детства чередуются с «памятью рода» (как и в «Памяти памяти. Романс» Марии Степановой). «Афинская школа» Ирины Чайковской на основе работы учительницей. Это лишь верхушка айсберга.

Разброс тематики этих книг широк, неизменно лишь время действия, ограниченное физической жизнью авторов: ХХ век. Часто их пишут на склоне лет (Павел Сиркес «Шпиономания. Роман-воспоминание»). Или когда только берутся за перо. У провинциальных писателей автопсихология – первейшая почва для создания книг (чаще всего унылых, как «Николь, принеси мне туфли и подай ночной колпак»). Есть исключения. «АУТ. 80-е» нижегородской писательницы Марины Кулаковой: преодоление личной травмы и панорама культурной жизни российской провинции тех лет. «Аз есмь пацан» её сына Макса Кулакова: как и вся «пацанская проза», из пережитого.

Писатели мудрствуют с личным опытом весьма лукаво. Кто пишет без затей «я»; кто даёт себе иное имя; кто описывает свою судьбу отстранённо. Полностью от личного начала авторы не избавляются. Автопсихологическую прозу отличают непосредственный рассказ, бытописательство, приоритет психологии, а не сюжета, следование хронологии. Автопсихологичность не скрывают, ею гордятся. В тренде документ, что ценится выше фантазии. Не потому ли Иван Охлобыстин в сборник «Записки упрямого человека. Быль» свёл такой трэш, что любой боевик позавидует?.. А Александр Архангельский в книге «Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим» создал текст от лица Жоржа Нива. И кто же тут автор?..

Меня мучают и другие вопросы: как понять, сколько в такой книге правды и вымысла? Что важнее для критика: поиск соотношения фактов и фантазии или процент художественности?.. И что рождает автобиографическую прозу – гуманизм, интерес к жизни «маленького человека» или леность напрягать фантазию, привлекать сторонний материал?.. Пока я единых ответов не нашла. А пора бы. Тенденция обязывает.

Тэги: Елена Сафронова
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Установка на худшее

    06.07.2022
  • Добросовестный дневник

    18.05.2022
  • Ответственность за чертой

    09.02.2022
  • Преломление гедониста

    12.01.2022
  • Бессилие музыки

    08.12.2021
  • Критика – как партия в шахматы

    24 голосов
  • Смена поколений и репутаций

    21 голосов
  • Замок отечественной беллетристики

    17 голосов
  • Многоликий катарсис

    17 голосов
  • Отказ от предвзятой оценки

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS