В конце ноября Владимир Путин побывал в Казахстане. Это случилось в 35 й раз. Он пребывал в Астане с государственным визитом. В честь прилёта Путина шесть истребителей ВВС Казахстана раскрасили небо в цвета российского флага. Президент России поблагодарил президента Казахстана: «Мы с вами встречаемся регулярно и как-то привыкли к рабочей обстановке. Такой торжественный антураж несколько необычен».
В память об отцах
Да, стилю нашего взаимодействия привычнее деловитость. Накануне приезда Путин отметил в «Казахстанской правде» стратегическое значение партнёрства с Астаной, выделив впечатляющий рост экономического сотрудничества. Но, конечно, примечательно и то, что в личном плане президенты России и Казахстана – дети фронтовиков. Владимира Спиридоновича Путина в начале войны зачислили в истребительный батальон, он сражался на Невском пятачке в составе 330 го стрелкового полка. В ноябре 1941 года получил тяжёлое осколочное ранение. Кемель Токаев прошёл всю войну, вернулся с фронта на костылях. А его брат Касым, в честь которого Кемель назвал сына, погиб в бою под Ржевом.
Общее прошлое – очень важное обстоятельство. Многие казахстанцы ушли в Красную армию и сражались на фронте. 22 июня 1941 года в Алма-Ате на митинге, где собралось двадцать пять тысяч человек, к согражданам обратился второй секретарь республиканского ЦК компартии Жумабай Шаяхметов: «Все наши предприятия, заводы, шахты, фабрики, рудники, промыслы, железнодорожный транспорт, авиация должны сейчас перестроить свою работу. Каждое из них должно стать крепостью обороны...»
Так и происходило. Все знают о подвиге двадцати восьми бойцов из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, оборонявшей Москву. Её защищал Западный фронт, которым командовал будущий маршал Георгий Жуков. На важнейшем направлении, Волоколамском, стояла 16 я армия другого будущего маршала – Константина Рокоссовского. На направлении главного удара немцев Рокоссовский поставил 316 ю стрелковую дивизию, которая поступила из фронтового резерва – в августе сорок первого её перебросили из Казахстана. В ноябре 316 я была переименована в 8 ю гвардейскую – за беспримерное мужество. На митинге в честь этого события в дивизии также выступал Жумабай Шаяхметов. Он говорил:
– По приказу народного комиссара обороны товарища Сталина в республиках созданы национальные воинские соединения... Перед вами стоит священная задача – свято хранить славные традиции свободолюбивого казахского народа, беречь его честь, следовать примеру подлинных патриотов нашего народа.…
Всё это незабываемо. И не случайно многие СМИ цитируют слова выросшего в семье фронтовика президента Казахстана о том, что в военном отношении Россия непобедима. В ходе этого визита Путин и Токаев договорились торжественно отметить в 2025 году 80 ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне, подчёркивая «важность осмысления подрастающими поколениями грандиозного человеческого подвига, совершённого их предками на полях сражений и в тылу». В Казахстане действует новый закон «О ветеранах». С 2020 года размер материальной помощи ветеранам Великой Отечественной увеличился в четыре раза и составил миллион тенге (больше двухсот тысяч рублей).
На День Победы в 2025 году президент Токаев прилетит в Россию. В Тверской области собирается возложить цветы к Ржевскому мемориалу и к братской могиле на воинском захоронении в деревне Трубино Ржевского округа, где смертью храбрых пал его дядя. А после этого – в Москву, на Красную площадь.
Нельзя не сказать и о том, что президенты сочли долгом особо отметить: «Установленные в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге действия нацистов и их пособников должны расцениваться как геноцид народов Советского Союза».
Только вместе
– Мир, похоже, вступил в новый период растущей геополитической конфронтации, – говорит Касым-Жомарт Токаев. – Давно сложившаяся международная система, зиждущаяся на порядке и ответственности, сдаёт позиции перед хаосом и непредсказуемостью. Глобальная система сдержек и противовесов не сумела сохранить мир и стабильность. Архитектура безопасности сходит на нет. С пугающей скоростью растёт взаимное недоверие между мировыми державами.
Наверное, именно поэтому Путин и Токаев уже вместе отметили: «Республика Казахстан и Российская Федерация продолжат поддерживать друг друга, выступая против попыток подрыва внутриполитической стабильности, нарушения суверенитета и территориальной целостности Казахстана и России… Стороны осуждают безответственные заявления публичных и официальных лиц, противоречащие духу взаимного доверия и уважения суверенитета двух стран».
Президенты решительно осудили террористические акты, произошедшие в 2024 году на территории России, договорились осуществлять тесные контакты, обмениваться оперативной информацией по линии специальных служб. Как раз в это время проходило XX заседание Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств – участников СНГ. Руководитель СВР России Сергей Нарышкин отмечал:
– Нам нужно ещё крепче объединяться, чтобы жить в мире и безопасности вне зависимости от любых внешних авантюр. Партнёрство органов безопасности и разведслужб стран СНГ за долгие годы существования подтвердило свою востребованность и эффективность.
Помехам вопреки
Отношения России и Казахстана имеют большое значение не только для обеих стран, но и для всего региона. Это понимают не только те, кто профессионально занимается двусторонними отношениями и содействует их укреплению. Понимают и те, кого такое положение вещей почему-то не устраивает. Иногда даже звучат призывы типа того, что границы Казахстана надо передвинуть... Кто-то надеется испортить отношения Астаны и Москвы.
Какова реальность?
Первое. Президенты Путин и Токаев неизменно повторяют: у нас союзнические и партнёрские отношения. Владимир Владимирович как-то добавил: «Можно сказать, братские». Это основа.
Второе. Всестороннее сотрудничество, торговля между нами стремительно растут. Но Казахстан – страна, экономически открытая миру, и это надо учитывать. Президент Токаев показывает понимание того, что нужно воспринимать мир таким, какой он есть, а не таким, каким его хотелось бы кому-то видеть.
Третье. В России всё ещё не хватает знатоков Казахстана и, шире говоря, Центральной Азии, которые бы вдумчиво анализировали происходящее и давали точные оценки в общественном пространстве. И, конечно же, стремились глубже осмыслить прошлое.
Президент Токаев говорил нам в Астане:
– Сейчас идёт большая работа над созданием академической истории Казахстана. Причём в этой работе – что очень важно – участвуют российские историки. Этот многотомный труд ляжет потом в основу школьных и университетских учебников, поможет разобраться в сложнейших исторических спорах. И перечеркнёт попытки демагогов-дилетантов, сознательно искажая прошлое, превращать историю в поле боя.
Конечно, столь же важно наращивать культурные связи. Владимир Путин подчеркнул, что поддерживает строительство в Казахстане новых русскоязычных школ и повышение качества школьного образования на русском языке: «Рассчитываем, что скоро ещё три такие школы откроются в городах Кызылорда, Тараз и Туркестан. И мы, конечно же, признательны руководству Республики Казахстан, лично Касым-Жомарту Кемелевичу за бережное отношение к русскому языку и за важную инициативу учреждения Международной организации по русскому языку, деятельность которой будет способствовать его продвижению как средства межгосударственного и межнационального общения».
* * *
Побывав в Казахстане, осознаёшь, что он входит в новые времена в новой роли самой успешной и значимой страны Центральной Азии и, возможно, всего региона. Понимаешь и то, чем движим президент Токаев. Можно сказать точно: не страстью к власти и почёту. Не желанием наслаждаться жизнью и за казённый счёт устраивать будущее друзей и родственников. А осознанием куда более благородной миссии: изменить историческую судьбу народа, создать новый, справедливый Казахстан, который займёт достойное место в мире. Такой друг и союзник и нужен России.
Леонид Млечин, Виталий Млечин, Астана – Москва