В театре им. Вахтангова снова шумная премьера
Вся столичная «Марья Алексеевна» толпится у входа на недавно открытую новую сцену.
Много узнаваемых модных лиц. Сам Туминас несёт мне стул. Кому не досталось места, рассаживаются на ступеньках зала. Спектакль называется «Наш класс». Среди зрителей автор пьесы, известная театральная фигура, поляк Тадеуш Слободзянек – драматург, режиссёр, продюсер, директор Teatr Dramatyczny в Варшаве. Пьеса сделана по материалам документальной книги Томаса Гросса о кошмарных реальных событиях 75-летней давности, когда «Соседи» (так повесть называется) убивают соседей, поляки – евреев. Представителей других национальностей среди зверски убитых, замученных в годы Второй мировой войны словно и не было, тех же русских, поляков, вне национальности – коммунистов в расчет не берут. За десятилетия правила игры сложились и преподносятся как не требующая доказательства истина. На сей раз в роли извергов и убийц – поляки. Могли быть немцы, украинцы… Рискую нарваться на обиды и упрёки оппонентов, на обвинения меня в антисемитизме, но повторю: спектакль снова о евреях… И такой в репертуаре театра не один. Так хочется спросить Римаса Туминаса: а про русских когда? Кстати, спектакль зеркально похож на недавнюю работу режиссера Карбаускаса в РАМТе «Ничья длится мгновенно». Только тут вместо шахматных досок – школьные. Штампы варьируются. Неизменной остаётся расхожая для многих тема. Возможно, и Туминас, и Карбаускас испытывают раскаяние из-за зверского уничтожения еврейской общины в Литве в годы Второй мировой войны при активном участии коренного населения. Но почему они решили посыпать головы пеплом на московских сценах, а не в Вильнюсе, на месте давнего преступления?
Жизнь неузнаваемо меняется, и кажется, всегда актуальный, волнующий еврейский вопрос стал уступать место другим… Помню, мой папа, участник войны, начальник фронтовых госпиталей, плакал, слушая старые еврейские песни в исполнении Юрия Шерлинга. А в жилах праправнуков отца уже и восьмушки иудейской крови не найдёшь. И так во многих семьях.
В спектакле, поставленном режиссёром Натальей Ковалёвой со студентами новой возникшей школы Туминаса, вместо семисвечников меноры – палки, которыми убивали, и на них хасидские цилиндры, без голов, тоже семь – число пророков и библейских мучеников. Впечатляет, но и настаивает на очевидном религиозном превосходстве, от чего, уверена, стоило воздержаться. В спектакле, умело организованном, внешне эффектном, много подмен. Прежде всего – главное: вместо того чтобы разобраться, как это случилось, кто виноват, почему друзья, одноклассники стали врагами и убивают друг друга, идёт иллюстрация страданий и абсолютизация еврейской темы. И характеры героев становятся однокрасочными, поверхностными, хотя среди молодых исполнителей есть явно талантливые, такие как Полина Кузьминская, Юрий Поляк, Павел Попов, Владимир Логвинов. Спектакль не обходится и без палочки-выручалочки для многих – музыкальных пластических композиций хореографа Ирины Филипповой. Здесь они изящны, изобретательны, но служат той же опасной задаче – опоэтизировать, украсить и без того впечатляющую гибель представителей древнейшего народа на земле.
Ах, как опасно! И ни к чему к хорошему сегодня пропаганда этой сверхзадачи не приведёт… Так что сейчас многие «борцы друг с другом» играют с огнём. Но народы не виноваты. И нет среди них правых и виноватых. И не следует искусству лезть в опасную политику. За последние 3400 лет было в мире всего 268 дней без войны, а между 1945-м и 1990 гг. ХХ века войны не было всего три недели. Не забывайте, деятели искусства, своей ответственности перед жизнью, перед людьми. Будьте осторожнее!