Сабир Шарипов
Родился в Белорецком районе Башкортостана в 1948 году. Окончил педагогическое училище, Башкирский государственный университет, обучался на Высших литературных курсах в Москве. Долгие годы заведовал отделом литературы, искусства и культуры в республиканской газете «Совет Башкортостана», в издательстве «Китап», в журнале «Агидель», возглавляет секцию прозы СП РБ. Автор десяти книг прозы, изданных на башкирском, татарском, чувашском и русском языках. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан (1997), лауреат литературной премии им. Я. Хамматова (2008), им. Г. Ибрагимова (2013).
Ничего нет лучше той поры в лесу, когда осень только-только начинается. Я торопливо иду, скорее даже лечу по знакомой тропинке. Душа поёт: пригласил меня друг из соседнего аула на охоту. Не на рябчиков там, как вы думаете, а на медведя! Да, предстоит нам завтра уложить одного бывалого лесного хозяина. Больно обнаглел, говорят, средь бела дня, как дорогой гость, стал наведываться на колхозную пасеку. Так что он сам себе вынес приговор. Осталось только привести этот приговор в исполнение, чем мы завтра и займёмся.
Хрясть... Ну куда лезешь, зайка серый, не до тебя сейчас... Вдруг шестым чувством, затылком, что ли, почуял я какую-то опасность. Обернулся... Да это же косолапый! Опередил нас, бес! Стоит себе, нахал, как жених под венцом, обняв молодую берёзку, вроде меня поддразнивает.
Куда? Только в бега удариться, иначе хана! На одном дыхании вырвался вперёд. Однако чувствую: не хочет Мишутка со мной расставаться. Я уже с отчаянья думаю про себя: что же это такое, разве я девка, чтоб провожать меня до дома...
Стоп! Угораздило же меня надеть красные штаны! Ну ясно: Мишка меня за бабу принимает. А что до баб у зверя любопытство особое, каждый с детства от охотников слышал не раз. Но мне-то от этого не легче. Почти на бегу пришлось выскакивать из своих штанов, проклиная себя за неуместное пижонство. Но мой провожатый всё равно не отстаёт... Видать, тут не просто любопытство, а более серьёзный интерес имеется. Чудится мне, что это он, проклятый, удумал заранее отомстить мне, чтоб завтрашний наш замысел вообще отпал.
Ну уж, пока живой, я ему такого удовольствия не предоставлю. Сказано – сделано. Бросив рюкзак и ружьё, молниеносно залезаю на дерево.
Проходит час, другой. Как назло, ни души рядом, не считая, конечно, моего заклятого вражины. Сидит чертяка под берёзой, штаны мои примеривает.
От скуки, да и на всякий случай начал выковыривать на коре «меня съел мед...». Опять хрустнуло. Неужели на дерево решил залезть?! Взбираюсь выше и смотрю вниз.
Ах, мародёр! Он оттащил мой рюкзак в сторону и роется в нём. Умница – хоть ружьём не стал баловаться, а то мог бы запросто и в меня пальнуть. Выгреб он всё содержимое, нашёл мой скромный завтрак и тут же слопал.
Сколько бы мне куковать на этой берёзе, и сам косолапый не смог бы ответить, да тут мальчишки с рыбалки шли. Медведь, конечно, дёру дал.
Услышав мальчишечьи голоса, я засуетился на дереве, не зная, что делать.
– Дяденька, чего вы туда залезли? – кричит один.
– Да вот смотрю, далеко ли до деревни, – отвечаю я, слегка заикаясь.
– А зачем штаны-то сняли? – не унимается другой.
Не расскажешь ведь им про медведя, про его странные повадки. Рановато им ещё обо всём знать. Я неохотно спустился, и, собирая свои вещи, как бы объясняю:
– Штаны-то новые, пожалел, вот и снял, чтоб не пачкать.
Перевёл Юрий Андрианов