Сериал режиссёра Тимура Алпатова поначалу очень напоминал череду криминальных сериалов «Мосгаз», тем более что здесь в важных ролях заняты проверенные «мосгазовцы».
Андрей Смоляков в «Художнике» неотличим от своего милиционера Черкасова, Марина Александрова как будто оживила и развила одну из масок, которую примеривала её отчаянная оперативница Соня Тимофеева в последнем выпуске «Мосгаза», а вот Юрий Тарасов здесь совсем не похож на туповатого интригана из популярного милицейского боевика, напротив, в «Художнике» он очень серьёзно и правдиво сыграл уголовника. Но что касается исторической правды «Художника», то, как говорили в «Ликвидации»: «Чтобы да, так нет».
В новом сериале действие происходит в конце войны, в Москве, где совершаются загадочные и жестокие убийства, после которых бандиты оставляют «фирменные метки», чем, в свою очередь, сериал напомнил о классическом милицейском боевике «Место встречи изменить нельзя». Но по мере развития действия «Художник» всё более поражал фантазией сценаристов (Савва Минаев, Евгений Керов, Александр Олейников), у них в военной Москве такой наглый беспредел уголовщины, что диву даёшься: бандиты, абсолютно не боясь ни Смерша, ни МГБ, посиживают в кабаках, куда иногда скромно заглядывают милиционеры. В действительности же в столице тогда было военное положение, ходили патрули – матёрые уголовники либо боялись нос высунуть на улицу, либо находились в лагерях, либо на фронте, либо за сто первым километром. А в «Художнике» они чувствуют себя в столице совершенно свободно, живут на шикарных дачах, питаются в ресторанах, как будто никакой войны нет. Её заслонила битва между конкурирующими, очень хорошо вооружёнными бандами и диверсантами, один из которых – жестокосердный убийца-альбинос (Евгений Харитонов). С такими бросающимися в глаза «особыми приметами» он давно должен бы быть задержан, но нет.
Итак, в эту бандитскую разборку боязливо пытаются встрять наши жегловы и шараповы, они гонятся за шикарными паккардами бандитов (откуда они у уголовников? Кстати, и в органах милиции гораздо более скромные автомобили появились только после победы) и не могут догнать, отступают, неся большие потери. Перепутали 1944 год с 1994-м? Последние серии были очень напряжёнными и напоминали уже «Ликвидацию». Кинематографисты долго и безжалостно мучили зрителей подозрениями: кто из полюбившихся красавцев-героев гад-предатель? И тут звучит очень актуальная тема: в измене подозреваешь всех. И веришь, что диверсанты могут взорвать Кремль.
По художественной части «Художник», конечно, не «Место встречи...» и не «Ликвидация», а вот по части правды жизни ему и до «Мосгаза» далеко. Но неожиданно остановило, привлекло внимание и тронуло в сериале другое. В роли главного героя хорош Александр Горбатов, которого не так давно все видели в «Ненастье» и «Угрюм-реке», где он играл очень жёстких, если не жестоких героев: «Берегись, тайга, Прохор Громов идёт!» В «Художнике» же у его капитана Сазонова есть сквозная лирическая линия с милой библиотекаршей Светланой (Дарья Урсуляк), которая обнаружила в грубоватом герое Горбатова внезапную теплоту и нежность. И это добавило очень ценную краску в палитру актёра, где доселе преобладали холодные тона. Лирическая беззащитность с беспощадной брутальностью – редкое, дорогостоящее сочетание.
Канал «Россия 1» энергично анонсирует новый сериал «Шаляпин» с Горбатовым в заглавной роли. Очень ответственное и репутационно рискованное предприятие. И для канала, и для актёра – Шаляпина плохо играть нельзя. Так что пожелаем Горбатову и сериалу удачи.