Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 ноября 2024 г.
  4. № 44 (6956) (06.11.2024)
Литература Литературный резерв

«А в спасенье верим почему-то…»

Обзор поэтических публикаций в августовских толстых журналах

08 ноября 2024

Окинем же внимательным и заинтересованным взглядом поэзию, представленную в литературных журналах в августе – месяце, экспрессивно обессмерченном в феврале 1917‑го Мариной Цветаевой:

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!


Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!


Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных –

Август! – Месяц

Ливней звёздных!


В августовской «Дружбе народов» – подборка поэта и драматурга из Абакана Дарьи Верясовой «Память о Кавказе», первой же своей строкой («Старца Эльбруса крутые бока») манифестирующая стратегию освежения почтенно-традиционной, тяготеющей к фольклору образности приметливой, звонкой, озорной модернистской деталью. Кавказ предстаёт здесь пространством сосредоточения жизни, свободы, простора (интересный получается оксюморон – «сосредоточение простора», есть в этом что-то пастернаковское), где физически слышен ход времени и ощутимо его замирание. Кавказский пейзаж всецело одушевлён и одухотворён. «Шумная песня реки», «яростное солнце» над ледяными гребнями гор, «в тёмном небе оранжевый мёд», «скал голубых неземная строка», «ветер – один на всех», облака, «перетекающие в снег», – вот те координаты, в которых можно (и нужно!) внутренне освободиться, совпасть с собой («Кроме меня, на большой земле / Не было никого»), сбросить с себя суетное, мирское, наносное, «питаться воздухом и светом / и запросто на свете жить», нащупывая в себе «тот нехитрый алфавит, / Который для любви, и не иначе».

«Невесомый серебряный свет» Кавказа как бы высвечивает бытие заново, призывая окунуться с головой в его сновидческий молочный туман, где «шагу не ступить наверняка, / И даже рядом голоса не слышно», в «продрогшие улицы» и «листвы кутерьму», в «янтарный рассвет и лиловый закат», в «трамваи звенящие, жизнь без конца», что поэт с удовольствием и осуществляет, буквально растворяясь в этом сказочном хронотопе, в котором «каждый перепуганный предмет» «обретает внешность»:

Не помнить вовсе: что-то, где-то,

И от заката до рассвета,

Храпя, пролёживать кровать.

Читать Тургенева и Фета,

А Лермонтова не читать.


Почему не читать Лермонтова? Да просто чтобы «не множить сущности без надобности», ведь всё вокруг в этом «жилище вольности простой» (именно так Михаил Юрьевич характеризовал Кавказ в стихотворении «Кавказу») и так пронизано лермонтовским духом. И верясовские облака, парящие над Эльбрусом, – родные братья «тучке золотой», заночевавшей давным-давно «на груди утёса-великана».

В четвёртом номере (журнал выходит 6 раз в год) «Зинзивера» привлекает внимание подборка поэта, литературного, театрального и кинокритика Михаила Гундарина (представленного, кстати говоря, стихами и в августовской «Неве») «Час пик». Уже само семантически двуплановое, сочленяющее прагматические и мистические коннотации, заглавие подборки сигнализирует о склонности поэта к модернистской игре. Сложно устроенных, многомерных символических образов-картин в представленных стихах действительно обнаруживается с избытком: вот, например, ангел «в карандаш преобразил сустав крылатый», вот «варят небесный удон бессмертные повара», вот вылетает «журавль из широкого рукава / На хмельном пиру в предрассветный час», а вот таинственно-тревожно звучат знаменующие необходимость начинать «другую» жизнь «скрипучие повороты / Винта в глубине хребта». Однако подобная изощрённая игра для Гундарина не самодостаточна, она служит способом лирического высказывания о времени и о себе – высказывания, при всей обычной гундаринской иронии тяжёлого и местами даже жутковатого:

Зря я тогда отправился в зимний лес,

Вечность потратил, да и себя не спас.

А как оглянешься – все мы сегодня здесь,

Молча танцуем, не поднимая глаз.


В небольших (8–10 строк), но при этом часто имеющих «направляющее» читательское восприятие и «уточняющее» жанр название («Ночная баллада», «Сказка», «Мартовский романс», «Сквозь сон», «В ресторане», «Сосны на закате») миниатюрах Гундарину удаётся уравнять в лирических правах большое и малое, социальное и метафизическое, философское и вещное. Так, душа здесь уподобляется «подростку на самокате», «на улице Гоголя алкаши» – «миражам позапрошлого дня», а «покинутая страна» – «сданной в скупку серьге». «Позавчерашний снег» и «завалявшийся чек» на равных участвуют в процессе звукосмысловой огранки жёсткой, грустно-насмешливой и честной поэтической речи о «поддельном и прекрасном» (добавим, по Платонову, – и яростном) мире – «продуманном до каждого аккорда», «осмеянном-оплаканном напрасно». Стихи же Михаила Гундарина, в которых сновидческое визионерство удивительным образом совпало с «прекрасной ясностью», а по-кафкиански неуловимой агрессии окружающего пространства противостоит иррациональная вера в спасение («Вот как странно: выросли большими, / А в спасенье верим почему-то»), убеждают: ничто не напрасно.

Августовский номер «Звезды» (отметим, что в журнале появились отсутствовавшие до недавнего времени биографические справки об авторах) открывается стихами Ивана Коновалова, в которых причудливо переплетаются, взаимоотражая и проницая друг друга, природное, культурное и урбанистическое. Пейзажная хрупкость, нежность, ломкость, переданная, в частности, через уменьшительные суффиксы, с которыми автор, кажется, слегка перебарщивает («лучик первоцвета», «лоскуток небесный посреди опада», «на стебелёчке ноготок», «маковка лета», «апельсиновое деревце»), вызывает у лирического героя чистую радость и столь же иррациональную, как у Гундарина, неподвластную разуму, но питаемую глубинной интуицией веру – в том числе в воскресение мёртвых, прямо по Николаю Фёдорову:

А радостно, помилуй бог!

И в мёртвых веришь воскресенье,

пробьются, как чертополох,

под птичье карканье и пенье.


Однако таким светлым умилением восприятие природы не ограничивается: обнаруживаются здесь и водяные «в барочных мелизмах», и «благовонье тяжёлое» черёмухи, и «сноп живого тростника», проступающий за «римским мрамором колонны», и даже тополь, «целлюлозные сосуды нетленные» которого не могут не актуализировать в памяти «густые металлургические леса» Александра Ерёменко. Подобная образность могла бы показаться излишне вычурной, но не кажется таковой благодаря живому диалогизму и разговорной естественности авторской интонации, явленных, помимо прочего, в лирических «ремарках» («Чему ж ещё?», «Что случится?», «подумаешь – дело», «Как трудно, господи», «лодыжку ссадил»), вполне гармонично уживающихся с элементами «высокого» стиля («стилус геометра») и довольно изощрённой инструментовкой стиха, разнообразием ритмики, анжамбеманами, неологизмами («древ-черно-мор сил», «солнцегрей») etc. В целом подборка под традиционным для «Звезды» заглавием «Стихи» получилась «сталкерская» – это поэзия поиска «странных сближений» органического, неорганического и эстетического, обнаруживаемых с помощью никогда не довольствующейся очевидным и поверхностным поэтической оптики.

Завершая, как всегда, перечислю ещё несколько августовских подборок, заслуживающих внимательного прочтения: это «рифмующиеся» между собою «Песни водостока» Валерия Лобанова и «Пение в темноте» Вадима Месяца («Новый мир»); «И вода живая, и земля тоже живая» Анны Долгаревой («Дружба народов»); «Стихи, неизвестные солдату» Ивана Волосюка («Звезда»); «Такое было слово – «искупленье» Юрия Ряшенцева и «Просто люди и люди военные» Максима Сергеева («Знамя»); «Белая река» Алексея Дьячкова («Интерпоэзия», 2024/3).

«Услышимся» через месяц!


Обсудить в группе Telegram

Константин Комаров

Родился в 1988 году в Свердловске. Поэт, литера... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Закат, приснившийся земле

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Шоу ради шоу?

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS