Марина Москвина. Учись видеть. Уроки творческих взлётов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 360 с. – 4000 экз.
И вот передо мной её новая книга «Учись видеть».
Слово «учись», вынесенное в заглавие, настраивает на то, что это в некоторой степени учебник.
И действительно, сначала кажется, что Марина Москвина решила написать книгу для тех, кто хочет стать писателем, книгу о том, как, перефразируя поэта, «делать тексты».
Но процитированные ею в главе «Золотое правило нашего мастерства» слова Экзюпери: «Учиться нужно не писать, а видеть!» – опровергают это предположение.
Ведь и я, работая со школьниками, как Марина со студентами, ставила задачу вырастить не поэта, писателя, журналиста, а Великого Русского Читателя.
Москвина приводит более 30 книг (писателей как бы не первого ряда), которые необходимо прочесть каждому.
Я не поленилась переписать весь список: и для себя (чтобы многое перечесть, а кое-что и прочесть впервые), и для своих учеников, чтобы вставить в списки внеклассного чтения.
Но в том-то и дело, что книга «Учись видеть» может помочь вырастить не только читателя, но человека, умеющего читать (извините за пафос) Книгу Жизни.
Столько здесь признаний в любви к людям, природе, миру.
Я всегда думала, что человек может быть или творцом, или коллекционером.
Марина Москвина сломала мой стереотип: будучи ярким творцом и своих текстов, и своей жизни, она неустанно собирает (по её собственному признанию, «мешками») тексты – черновики, письма, записки, сочинения – собратьев по перу и учеников.
В сотнях сочинений своих учеников она неустанно ищет – и находит (примеры этих многочисленных находок приведены в книге) жемчужные зёрна.
Например такие.
Яблочный ветер
Ветра не было, а яблоки падали, срывались, сбивались с насиженных мест, шлёпали, как бобры хвостами, по днищам перевёрнутых лодок.
Как будто деревья встряхнулись от осенних дождей и яблоки разметало, как брызги.
Нам всем казалось, что ни ветерка, а ветер гулял в садах, невидимый и неслышный, яблочный ветер, его время пришло.
Яблоки раскалывались на лету и пропитывали яблочным соком землю.
«В чём секрет такой прозы? Тут много разных секретов. Я открою вам один. Этот человек, Юля Говорова, она здорово чувствует ПРЕДМЕТ.
Вы заметили – всё, о чём пишет, она как бы держит в своих ладонях», – комментирует тексты своей студентки Марина Москвина.
Золотые слова.
Но опять-таки не писателя и не читателя (пусть даже Книги Жизни) учит в своей новой книге растить М. Москвина, а человека-творца. Творца собственной жизни, каждого её дня.
Ибо, как писал Н. Бердяев, именно «в тайне творчества открывается природа самого человека и осуществляется высшее его назначение».
По Марине Москвиной, Бог есть творчество. И это звучало бы дерзко, если не понять, что для неё творчество есть любовь.