Итоги набора-2017 обнадёживают
О тех, кто сегодня решается стать учителем истории, кто выбирает себе будущее филолога, о том, чем отличается набор студентов в этом году от предыдущих лет, рассказывает ректор Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук Алексей Лубков.
– Каковы особенности набора студентов в 2017-м? Что-то изменилось по сравнению с предыдущими годами, если говорить о «качестве человеческого материала»?
– Показательный момент – в этом году к нам пришли абитуриенты, у которых нет проблем с профессиональной ориентацией. Почти треть поступающих сразу принесли подлинники аттестатов, раньше этот показатель был значительно ниже. Судя по всему, ребята не только ориентированы на педагогическое образование, но и точно знают, где именно хотят его получить.
Об уровне первокурсников 2017 года свидетельствуют баллы ЕГЭ. Средний балл по первому этапу зачисления составил 222, а в прошлом году он был 213.
К примеру, проходной балл для тех, кто хочет стать учителем русского языка и литературы – 272, то есть каждый из трёх экзаменов нужно было сдать примерно на 90 баллов. Непедагогические направления подготовки в нашем вузе тоже пользуются спросом – например, проходной балл для будущих журналистов достиг 276, и это один из лучших показателей среди гуманитарных направлений.
Возрастающий интерес к педагогическому образованию, гуманитарным предметам не может не радовать. Это значит – наши научные школы, многим из которых более ста лет, продолжают развиваться.
– Как вы объясняете такое возрождение интереса?
– Это прежде всего результат усилий руководства страны по повышению привлекательности профессии учителя.
Год назад министром образования и науки была назначена Ольга Васильева, заявившая о приоритетности профессии учителя – его положения, его состояния, отношения общества к нему. Действительно, учитель – это не профессия в привычном смысле слова, это служение, миссия. От того, как живёт учитель, что он думает и чувствует, как он творчески растёт, какие у него социальные гарантии труда, отдыха, здоровья, зависит очень многое.
Ключевой показатель – зарплата учителей: сегодня по большинству регионов страны она либо соответствует, либо приближается к средним показателям по экономике, хотя, конечно, пока не везде. Согласитесь, что стабильная и достойная зарплата сказывается на психологическом состоянии учителя, стимулирует его работать честно, с полной отдачей, а не халтурить и думать только «о хлебе насущном», порою забывая о своих учениках, своём самообразовании и саморазвитии. Есть и другие позитивные изменения. Например, меняются условия труда, и если в 1990-е годы иным учителям приходилось покупать обыкновенный мел на собственные деньги, потому что нечем было писать на доске, то сегодня многие школы оснащаются самой современной техникой за счёт государства. Неудивительно, что наши студенты и выпускники с удовольствием идут работать в такие школы.
Кроме того, государство стало уделять больше внимания и самому педагогическому образованию, и это тоже даёт результаты. Перемены, которые происходят сегодня и которых мы ожидаем, повышают спрос на обучение в нашем университете со стороны выпускников школ.
– Каков процент выпускников МПГУ, работающих по специальности? Каким образом он меняется в последние годы?
– В конце 1990-х один мой коллега – ректор педагогического вуза – сказал, что если 20% его выпускников идёт работать в школу, то это замечательно. Я с такой точкой зрения не согласен, хотя понимаю, что в те тяжёлые для нашей страны годы она имела под собой основания.
Но времена меняются. Сегодня подавляющее большинство выпускников МПГУ, окончивших университет по педагогическим направлениям подготовки, конечно же, идут работать по специальности – в основном в школы. В зависимости от института или факультета, который они окончили, процент варьируется: например, в Институте биологии и химии он превышает 60%. Некоторые выпускники остаются в системе высшего образования – продолжают учёбу в магистратуре и аспирантуре, делают академическую карьеру.
Остальные, как правило, находят работу, так или иначе связанную с полученной специальностью, – в музеях, научных, общественных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления и так далее. В исключительных случаях человек может пойти работать в другую сферу, но, как показывает жизнь, он всё равно будет активно – и результативно – использовать педагогические компетенции, полученные за время учёбы в университете.
– Кто эти люди, которые в 2017 году решают специализироваться, например, на филологии и истории?
– Это мотивированные абитуриенты, проявившие склонность к этим наукам во время обучения в школе. Среди них немало победителей различных этапов Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад из перечня Минобрнауки России. Среди наших студентов-историков и студентов-филологов есть представители целых учительских династий. У многих уже сформированы исследовательские предпочтения.
Многие абитуриенты Института истории и политики являются членами клубов исторической реконструкции, дискуссионных клубов, в том числе работающих на базе МПГУ. А среди тех, кто поступает в Институт филологии, есть начинающие поэты, прозаики, актёры. Считается, что профессия учителя русского языка и литературы преимущественно женская, однако с каждым годом растёт интерес к профессии у юношей.
Что касается социального портрета, то здесь довольно сложно дать исчерпывающий ответ. Студенты МПГУ – выходцы из самых разных социальных слоев, из семей разного достатка. Среди них есть и москвичи, и жители других регионов (в этом году они составили около 40% набора в бакалавриат), сельских районов. В нынешних реалиях роль социального лифта для таких абитуриентов играет ЕГЭ. И в этом его плюс. Хотя, конечно, проблема самого ЕГЭ, его содержательной части по отдельным предметам и влияния ЕГЭ на учебный процесс, а также порядок его сдачи до сих пор остаются в центре общественной и профессиональной дискуссий. Неслучайно Общественная палата РФ по инициативе нового проректора нашего университета Людмилы Дудовой как раз сейчас инициировала своеобразный «соцопрос» родителей и самих учеников по кричащим проблемам ЕГЭ. А в целом к нам поступают прежде всего те, кто в полной мере освоил школьную программу, продемонстрировал хорошие знания на экзаменах и тем самым доказал свою готовность учиться в ведущем педагогическом университете страны.
Беседу вёл Вадим Попов
Коротко
▪ Количество бюджетных мест в вузах страны этом году осталось прежним. Однако в ряде высших учебных заведений, как показала выборочная проверка РБК, «платники» превалируют. Так, в МГИМО 449 мест бакалавриата – бюджетные, 656 – на договорной основе. В НИУ ВШЭ, по данным на 23 августа, поступили 2953 бюджетника и 4880 «платников». В РАНХиГС на очное отделение бакалавриата и специалитета приняли 2060 бюджетников и 8300 договорников.
▪ 1 сентября, в День знаний, во всех школах пройдёт тематический урок «Россия, устремлённая в будущее». Среди основных тем – обсуждение развития инновационной экономики, освоение российских территорий (например, проект «Дальневосточный гектар»), сохранение природы, наука и технологии, а также государственная безопасность и политика.
▪ Состоялось заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России». В этом году в состязании приняли участие все регионы. Больше всего среди конкурсантов учителей русского языка и литературы. На федеральном финале появится новая номинация – для учителей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.