Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 января 2022 г.
Искусство Юбилей

Абсолютное признание

К 95-летию великого русского хореографа Юрия Григоровича

12 января 2022

Первое упоминание его имени на страницах «ЛГ» – 8 июня 1957 г. О премьере балета Сергея Прокофьева «Каменный цветок» в Мариинском (тогда Кировском) театре в его постановке нам написал Дмитрий Шостакович. Тогда только и говорили о спектакле. Казалось, в Ленинграде свершилась ещё одна революция. Композитор подтверждал – событие невероятное: «Найдена та заветная «мера вещей», которая гармонично соотносит между собою все элементы постановки, пронизывает их общим музыкальным тоном. И зритель, даже посмотрев балет однажды, уносит с собою ясный художественный образ спектакля».

Здесь зафиксировано начало Театра балета Юрия Григоровича – тогда тридцатилетнего, полного сил, идей и веры, выходца из знаменитой Вагановской школы на улице Росси, сумевшего как-то разом повести за собой несколько поколений. Ладно бы он был признан своими сверстниками, это понятно, запрос на молодого героя существовал всегда. Так нет – в нём увидели абсолютного лидера и его предшественники, его учителя, старшее поколение его цеха, к тому времени уже легендарные имена.

Сдвинув представления о сценическом танце, ничего не разрушить в нём, а только нарастить, приумножить ценности классики – вот что было и остаётся главным открытием Григоровича, одновременно его феноменом! Его не прельстила слава ниспровергателя балетной истории, он не сделал ни одного грубого заявления, ни одного выпада в сторону академической традиции. Став абсолютным новатором уже в тридцать лет, продолжал доказывать ценности русского балетного академизма. И доказал: «Русский балет – не полезное ископаемое, а живой процесс. Все, кто разделял это моё убеждение, шли со мной рука об руку несколько десятилетий, и нам многое удалось сделать и сделанное передать дальше».

Юрий Григорович сделал и передал. 80 лет с танцем, 70 лет непрерывной творческой деятельности. Более 20 многоактных балетов в 20 странах, показанных в 50 государствах мира на всех обитаемых континентах. Его балеты существуют в 30 кино-, теле- и видеоверсиях. Совокупную аудиторию его балетов подсчитать невозможно!

Главным балетмейстером Большого Юрий Григорович прослужил 31 год 1 месяц и 6 дней – это рекорд службы на этой должности со времени основания театра в 1776 г. Его 15 постановок в общей сложности давались на московской сцене свыше 3000 раз. Если бы его балеты шли ежедневно, потребовалось бы 12 полных сезонов, чтобы достигнуть этого количества. На этой сцене при нём осуществили свои постановки 30 российских и иностранных балетмейстеров и прозвучали балетные партитуры около 40 композиторов.

При этих баснословных цифрах впечатляют по-прежнему сами его балеты. Они сражают невероятным совершенством, соединением динамизма, физической активности (энергетики, как говорят сегодня) и лирической силы. «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Легенда о любви» Арифа Меликова, «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Золотой век» Дмитрия Шостаковича. В них не найти следа конъюнктуры или политической сервильности, цветистого манифеста и радикальной стилистики. Они живут своей надмирной жизнью на вневременной частоте и потому актуальны для любого поколения артистов и зрителей. Сопереживание им обеспечено чистотой и высотой их помыслов.

Его хореографический театр преодолевает границы времени и пространства, он свободно разворачивался в Санкт-Петербурге и Москве, Новосибирске и Уфе, Париже и Риме, Стокгольме и Хельсинки, Вене и Праге, Милане и Мюнхене, Варшаве и Сеуле, Стамбуле и Софии, Шэньяне и Антверпене, Астане и Ереване, Баку и Тбилиси, Красноярске и Анкаре, Якутске и Краснодаре. И во всех странах, где труппа Большого под его руководством совершила более 90 мировых турне.

Вспоминается заголовок одной статьи в нашей газете, ему посвящённой: «Где Григорович – там победа!»

Да, так. Мы восхищены долголетием Мастера, его абсолютным признанием, его непрекращающимся триумфом. Рады быть его современниками и разделить с ним его великие победы и вечные ценности.

Юбиляру – слава!


Тэги: Эпоха 95летие Юрий Григорович
Обсудить в группе Telegram

Александр Колесников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

    13.09.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Пробившийся сквозь время

    89 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS