Первое упоминание его имени на страницах «ЛГ» – 8 июня 1957 г. О премьере балета Сергея Прокофьева «Каменный цветок» в Мариинском (тогда Кировском) театре в его постановке нам написал Дмитрий Шостакович. Тогда только и говорили о спектакле. Казалось, в Ленинграде свершилась ещё одна революция. Композитор подтверждал – событие невероятное: «Найдена та заветная «мера вещей», которая гармонично соотносит между собою все элементы постановки, пронизывает их общим музыкальным тоном. И зритель, даже посмотрев балет однажды, уносит с собою ясный художественный образ спектакля».
Здесь зафиксировано начало Театра балета Юрия Григоровича – тогда тридцатилетнего, полного сил, идей и веры, выходца из знаменитой Вагановской школы на улице Росси, сумевшего как-то разом повести за собой несколько поколений. Ладно бы он был признан своими сверстниками, это понятно, запрос на молодого героя существовал всегда. Так нет – в нём увидели абсолютного лидера и его предшественники, его учителя, старшее поколение его цеха, к тому времени уже легендарные имена.
Сдвинув представления о сценическом танце, ничего не разрушить в нём, а только нарастить, приумножить ценности классики – вот что было и остаётся главным открытием Григоровича, одновременно его феноменом! Его не прельстила слава ниспровергателя балетной истории, он не сделал ни одного грубого заявления, ни одного выпада в сторону академической традиции. Став абсолютным новатором уже в тридцать лет, продолжал доказывать ценности русского балетного академизма. И доказал: «Русский балет – не полезное ископаемое, а живой процесс. Все, кто разделял это моё убеждение, шли со мной рука об руку несколько десятилетий, и нам многое удалось сделать и сделанное передать дальше».
Юрий Григорович сделал и передал. 80 лет с танцем, 70 лет непрерывной творческой деятельности. Более 20 многоактных балетов в 20 странах, показанных в 50 государствах мира на всех обитаемых континентах. Его балеты существуют в 30 кино-, теле- и видеоверсиях. Совокупную аудиторию его балетов подсчитать невозможно!
Главным балетмейстером Большого Юрий Григорович прослужил 31 год 1 месяц и 6 дней – это рекорд службы на этой должности со времени основания театра в 1776 г. Его 15 постановок в общей сложности давались на московской сцене свыше 3000 раз. Если бы его балеты шли ежедневно, потребовалось бы 12 полных сезонов, чтобы достигнуть этого количества. На этой сцене при нём осуществили свои постановки 30 российских и иностранных балетмейстеров и прозвучали балетные партитуры около 40 композиторов.
При этих баснословных цифрах впечатляют по-прежнему сами его балеты. Они сражают невероятным совершенством, соединением динамизма, физической активности (энергетики, как говорят сегодня) и лирической силы. «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Легенда о любви» Арифа Меликова, «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Золотой век» Дмитрия Шостаковича. В них не найти следа конъюнктуры или политической сервильности, цветистого манифеста и радикальной стилистики. Они живут своей надмирной жизнью на вневременной частоте и потому актуальны для любого поколения артистов и зрителей. Сопереживание им обеспечено чистотой и высотой их помыслов.
Его хореографический театр преодолевает границы времени и пространства, он свободно разворачивался в Санкт-Петербурге и Москве, Новосибирске и Уфе, Париже и Риме, Стокгольме и Хельсинки, Вене и Праге, Милане и Мюнхене, Варшаве и Сеуле, Стамбуле и Софии, Шэньяне и Антверпене, Астане и Ереване, Баку и Тбилиси, Красноярске и Анкаре, Якутске и Краснодаре. И во всех странах, где труппа Большого под его руководством совершила более 90 мировых турне.
Вспоминается заголовок одной статьи в нашей газете, ему посвящённой: «Где Григорович – там победа!»
Да, так. Мы восхищены долголетием Мастера, его абсолютным признанием, его непрекращающимся триумфом. Рады быть его современниками и разделить с ним его великие победы и вечные ценности.
Юбиляру – слава!