Лев Барон
8 июня 1861 года семья писателя, критика, ведущего сотрудника популярнейшего тогда журнала «Современник» Николая Гавриловича Чернышевского, состоявшая, кроме него самого, из супруги и сыновей Александра и Михаила, въехала в доходный дом Есауловой на Большой Московской улице (нынешний № 6).
Квартира № 4 на первом этаже насчитывала шесть комнат: три – окнами на улицу, три, в том числе и кабинет пи¬сателя, – окнами во двор. В подвальном этаже Чернышевским были предоставлены кухня, чулан и помещение для прислуги, а во дворе – сарай, ледниковый погреб и конюшня.
В этом доме 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован; отсюда он был препровождён в «Секретный дом» Алексеевского равелина Петропавловской крепости. 31 мая 1864 года на Зимней Конной (Мытнинской) площади, на территории которой в том же году стали разбивать Овсянниковский сквер (с 1952 года – сад имени Н.Г. Чернышевского), состоялась гражданская казнь писателя. На следующий же день Чернышевский был отправлен на каторгу в Сибирь. В Петербург он уже не вернулся…
Академик Дмитрий Лихачёв неоднократно предлагал музеефицировать как квартиру Чернышевского на Большой Московской улице, 6, так и последнюю квартиру М.Е. Салтыкова-Щедрина в доме № 60 по Литейному проспекту. Таким образом, практически на одной линии выстроился бы уникальный комплекс литературно-мемориальных музеев-квартир знаменитых писателей-современников: Чернышевского, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, А.Я. и И.И. Панаевых.
Музеи-квартиры Чернышевского и Щедрина, хотя вопрос о создании последней в своё время широко обсуждался, так и не были открыты. «Щедринские» и «Чернышевские» реликвии, в том числе конторка, стоя за которой работал Чернышевский, хранятся в музее Некрасова и Панаевых на Литейном проспекте, 36. Мемориальная доска, демонтированная с фасада, давшего трещины в процессе строительства станции метро «Достоевская», дома на Большой Московской, так и не вернулась на прежнее место. Тем не менее первый в России музей Н.Г. Чернышевского появился именно в нашем городе!
Петербуржцам хорошо знаком расположенный напротив станции метро «Чкаловская» огромный «дом дешёвых квартир Императорского человеколюбивого общества» – № 13 по Большой Зелениной улице. В начале ХХ столетия в нём поселился чиновник железнодорожного ведомства Михаил Чернышевский, младший сын писателя. В своём кабинете на стенах он разместил семейные фотографии, в шкафах и витринах – архив и часть библиотеки Николая Гавриловича, издания его произведений, номера журнала «Современник»; личные вещи, сохранённые его родными, прежде всего – его двоюродным братом, учёным-филологом, будущим вице-президентом Академии наук Александром Николаевичем Пыпиным (ему, кстати, Чернышевский передал из Петропавловской крепости рукопись романа «Что делать?»).
26 марта 1918 года Михаил Чернышевский направил письмо наркому просвещения Луначарскому с предложением создать музей в усадьбе Чернышевских-Пыпиных на родине Николая Гавриловича в Саратове. 17 сентября 1920 года за подписью председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина), настольной книгой которого с юношеских лет являлся роман «Что делать?», был выпущен соответствующий Декрет СНК. Переехав из Петрограда в Саратов и, разумеется, взяв с собой все экспонаты своего домашнего музея, Михаил Николаевич стал первым директором саратовского мемориала. Позднее многие годы музей возглавляла его дочь Нина Михайловна. Потомки Чернышевского, уже в пятом и шестом поколениях, проживают в одном из флигелей усадьбы и в наши дни: таково было условие, поставленное перед советской властью ещё в 1918 году сыном писателя.