В Польше наступило время чисток. В сентябре МИД уволил сотрудников, некогда окончивших в Москве МГИМО. Сменены «почти все из 111 директоров департаментов и 46 их заместителей», а также 86 послов из 101. «Управленческая команда министерства изменена почти на сто процентов», – радуется министр Яцек Чапутович.
Наверняка мы увидим ещё немало «патриотических» увольнений сотрудников с «пятном на биографии» (т.е. выпускников советских вузов) и в других областях жизни. Разве место им, например, в оборонке? За Польшей, глядишь, бросится вдогонку свободолюбивая Прибалтика. Набирает обороты и кампания по вытеснению из Польши граждан России, как-либо проявивших себя в общественной или информационной сфере.
Помните, в октябре 2017 года из Польши выдворили историка Дмитрия Карнаухова, о чём я писал в «ЛГ». Его обвинили в деятельности «с элементами гибридной войны» и в том, что «мог заниматься шпионажем». После высылки профессора прошла череда новых недружественных актов. В минувшем мае отправили домой двух гражданок России, помогавших польской общественной организации «Курск» ухаживать за памятниками советским воинам. Но, по мнению Агентства внутренней безопасности, эти занятия – не что иное, как… угроза этой самой безопасности. В чём обвинили россиянок? Конечно же, в ведении «гибридной войны против Польши».
Россия вынуждена отвечать симметрично. Правда, симметрия эта поневоле кособокая – Россия не обвиняет польских граждан в ведении гибридной войны и во всякой подобной чуши, не проводит в СМИ кампании по дискредитации кого-либо из поляков, чем-то занятых у нас. К тому же никто из высланных отсюда (или не допущенных ко въезду) не проживал в России, то есть их жизнь мы не ломаем и никого не унижаем. У нас нет параноидальной борьбы с «агентами» Варшавы или Вашингтона.
Доходит до смешного. 13 августа в Брюсселе задержали главу польского фонда «Открытый диалог» украинку Людмилу Козловскую, после чего депортировали в Киев. Этот фонд, основанный в 2009-м, финансируется Соросом и занимается продвижением «демократических проектов» на постсоветском пространстве. Однако с новыми польскими властями у него отношения не сложились. Фонд опубликовал план из 16 пунктов, как их свергать – просто взять и применить майданные технологии. И тут уж не удивляет, что у польских спецслужб появились вопросы. Но их основное обвинение, широко озвученное в СМИ, заключалось в том, что фонд-де работает… на российские спецслужбы, а Козловская – завербована Кремлём. Обвинять в работе на Сороса, как это делают в Венгрии, поляки пока ещё побаиваются. Полную анекдотичность ситуации придаёт то, что в ответ сотрудники фонда сами обвинили правящую партию Польши в «службе России».
Охота на ведьм – привычное для западной культуры занятие. И вот уже любой, кто выступает со взглядами на Россию, отличными от официальных, может быть обвинён в работе на Москву. Уже даже факт рядовой поездки в Россию может вызывать подозрения. Что уж говорить о живущих в Польше гражданах РФ?! При этом, похоже, всё это будет продолжаться и дальше, а формулировки станут ещё жёстче.
Иногда хочется спросить: а чего вы, господа поляки, добиваетесь? Ну перестанем ездить друг к другу, оборвутся профессиональные, деловые, культурные, человеческие связи. Это так вы себе представляете «независимость»?
Беда, когда она сваливается на головы людей, всё ещё толком не разобравшихся, что это такое и как с этим жить.
Олег Неменский,
историк, публицист
Точка зрения авторов колонки
может не совпадать с позицией редакции