Беседу вела Марина Финагина
Российской государственной специализированной академии искусств 19 ноября исполнилось 35 лет. Здесь готовят специалистов творческих специальностей на трёх факультетах: музыкальном (включая звукорежиссуру), театральном и факультете изобразительных искусств. Что же отличает РГСАИ от сотен таких же отечественных вузов искусств? Треть студентов академии – одарённые молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которые своими успехами доказывают, что для настоящего таланта нет границ. О том, насколько востребовано сегодня инклюзивное высшее образование в сфере искусств и как работать с талантливыми студентами, которым живётся куда сложнее, чем другим, мы говорим с ректором РГСАИ, доктором педагогических наук, профессором Еленой Пахомовой.
– Академия не только даёт высшее образование, но и вносит большой вклад в построение в стране инклюзивного общества. И все мы знаем, что это очень непросто. Расскажите, как всё начиналось?
– Идея инклюзивного высшего образования в искусстве была и остаётся нашей миссией. Наша история берёт своё начало в 1990 году с создания Всесоюзного центра творческой реабилитации инвалидов. Это была инициатива, которая дала людям с ограниченными возможностями шанс на творчество. Большой вклад в создание центра, а затем института (ГСИИ) внесли известные деятели отечественной культуры и искусства – народные артисты СССР Н.Н. Губенко, В.А. Этуш, народная артистка СССР, композитор А.Н. Пахмутова, поэт Н.Н. Добронравов, кинодраматург Р.И. Ибрагимбеков, театральные педагоги – супруги А.В. Мекке и О.С. Романовская.
И вот уже 35 лет мы доказываем, что талант не имеет границ, а инвалидность – не приговор для творческой карьеры. В 2014‑м мы получили статус академии, что стало признанием нашего профессионального уровня.
– Елена Алексеевна, как удаётся совмещать высокие творческие стандарты со специализированным подходом?
– Творчество по определению не терпит барьеров. Мы создали безбарьерную среду не только физическую (таблички дублируются на языке Брайля, есть лифт для маломобильных студентов, работает отдел переводчиков РЖЯ и т. д.), но и творческую.
У нас отличные музыкальные инструменты, а в Большом зале РГСАИ установлен орган, изготовленный на заказ в Нидерландах. У студентов есть доступ к профессиональной студии звукозаписи, видеозаписи Jalinga, гончарной и офортной мастерским. Наша библиотека постоянно пополняется изданиями на языке Брайля, и более того – у нас ведётся большая работа по переводу нотных материалов на рельефно-точечный шрифт. Таких изданий в России совсем немного, поэтому это действительно важный вклад в развитие инклюзивного искусства.
Но самое главное наше богатство – люди. У нас замечательный коллектив, профессионалы с богатейшим опытом, заслуженные артисты России, народные и заслуженные художники России, академики Российской академии художеств, члены творческих союзов, авторы собственных методик, доктора и кандидаты наук, люди, чьи имена действительно имеют вес в сфере отечественного и даже зарубежного искусства.
Отмечу, что наши педагоги практически не делают скидку на то, что у ребят есть особенности здоровья. Отношение, как к обычным студентам, и требования не ниже. Поэтому у нас достойное качество образования, которое отмечают не только в России, но и за рубежом. Кстати, РГСАИ часто выбирают для себя иностранные студенты, причём большинство из них здорово и имеет возможность достаточно широкого выбора. Сегодня в РГСАИ получают высшее образование более трёхсот студентов из 60 регионов РФ и 4 стран (Беларусь, Казахстан, Вьетнам, КНР).
В наших стенах рождаются и работают уникальные коллективы. Визитной карточкой стал инклюзивный оперный театр, где с огромным успехом идёт «Иоланта» Чайковского, наши инклюзивные концертный и камерный оркестры активно дают концерты, становясь площадкой для оттачивания мастерства. Учебный театр как слышащих, так и глухих актёров собирает полные аудитории. Подчеркну, что вход на все наши постановки бесплатный.
Если говорить о выпускниках, то театр неслышащих актёров «НЕДОСЛОВ» – гордость не только нашего вуза, но и всей страны. Наши воспитанники составляют костяк труппы Театра мимики и жеста, работают в Московской филармонии, создали кукольный театр «Котофей». В 2024 году наша выпускница Юлия Вакула победила в Международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, а невидящая пианистка, ассистент-стажёр Арина Переладова получила в том же конкурсе спецприз. В 2025 году доцент РГСАИ Олег Худяков стал победителем II Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова, студент музыкального факультета Артём Ключевский занял 2‑е место в финале Национального чемпионата «Абилимпикс». Они – живые доказательства того, что наши преподаватели, студенты и выпускники, как и задумывалось, востребованы на рынке культуры и креативных индустрий.
– Елена Алексеевна, а что за пределами учебных аудиторий? Как строится обычная студенческая жизнь?
– Вы правы, творческая личность формируется не только в классе, у инструмента или за мольбертом. У нас активно развивается студенческое самоуправление. В марте 2023 года был создан студенческий актив, который объединил самых деятельных ребят со всех факультетов. Они координируют волонтёрские проекты, разрабатывают дизайн афиш и баннеров, организуют крупные мероприятия, работают на днях открытых дверей, создают и реализуют спецпроекты. Эта энергия, это желание участвовать и менять жизнь вокруг бесценны. Мы растим не просто художников, актёров и музыкантов, мы растим активных граждан своей страны.
У нас действует социальный отдел, который активно помогает трудоустраивать студентов, оказывает им помощь в решении жизненных задач, проводит экскурсии и мероприятия внутри академии. Мы принимаем участие в столичных и всероссийских акциях, особое внимание – патриотическому воспитанию. К Дню Победы наши студенты всегда делают ролики «Бессмертный полк» с фотографиями дедов и прадедов, также мы плотно сотрудничаем с фондом «Защитники Отечества» и проводим концерты для участников СВО.
На базе академии действуют Ресурсный учебно-методический центр, Центр непрерывного образования, Проектный офис инклюзивных творческих лабораторий. У нас успешно работает Центр прототипирования, где с помощью VR-технологий мы выводим инклюзивное образование на новый уровень. Ежегодно проводим международные научно-практические конференции, более десяти лет выпускаем научный журнал «Художественное образование и наука», который входит в список ВАК. Активно сотрудничаем с Российской академией художеств, с вузами искусства, с ведущими творческими коллективами страны.
Ещё одна важная цель РГСАИ – не просто дать образование, но и создать научно-методическую базу, чтобы наш уникальный опыт распространялся по всей России. По инициативе президента России Владимира Владимировича Путина, который в 2017 году посетил наш вуз, мы при поддержке Минкультуры реализуем проект «Инклюзивный Дом искусств». В его рамках каждый год наши преподаватели выезжают в города России, делятся авторскими методиками, мы проводим всероссийские круглые столы по инклюзивному образованию. Кроме того, РГСАИ курирует работу инклюзивных творческих лабораторий по всей стране, сегодня их уже более 130. Мы хотим, чтобы каждый одарённый человек вне зависимости от своих физических особенностей мог найти свой путь в искусстве. И мы видим, что общими усилиями у нас это получается.
У нас есть мечта запустить Инклюзивный центр творческих компетенций в селе Пешки Солнечногорского района, где будут учебные и репетиционные классы, концертный зал, спортивный блок, корпуса для проживания, места для отдыха и прогулок. В этом направлении мы активно работаем с Агентством стратегических инициатив.
Российская государственная специализированная академия искусств – не просто учебное заведение, это – символ надежды и возможностей. Каждое занятие здесь напоминает: действовать, создавать, учиться и вдохновляться – это право каждого человека, несмотря ни на что.