Как две стороны у медали, так и у польского телевидения их две. На основных государственных каналах – профессиональное и добротное, на частных – бесхитростное, сделанное на скорую руку. Ситуация, схожая с нашей, с той лишь разницей, что в Польше плохих каналов ещё больше. Коммерческое же ТВ выдаёт подчас такие картинки, которые не только детям, но и взрослым смотреть не рекомендуется. Но, как говорится, кто бы учил…
И всё же, несмотря на сумбурность в телевизионном пространстве Польши, это совсем не то, что было в начале 90-х годов. Тогда, на волне демократических преобразований, был настоящий телевизионный бум. Количество нелегальных, нелицензированных каналов доходило до 60! К концу 90-х порядок был наведён, но от этого телеканалов меньше не стало. Одних только государственных здесь наберётся с десяток, не считая платных, спутниковых, а также распространяемых по кабельным сетям. К тому же в каждом крупном городе есть свои региональные каналы – в Кракове, в Гданьске, в Варшаве и т.д. Плюс двадцать с лишним – бесплатных спутниковых каналов, где и мыльные оперы, и копеечные сериалы, и эротика. Ей в Польше отводится большое место, уже к 2009 году были запущены три соответствующих спутниковых канала. На одном – лёгкая эротика, на двух других – жёсткая. Есть, конечно, и религиозный, католический канал. Так что разброс по интересам большой, и каналов вполне достаточно.
Так же, как и в большинстве европейских государств, на польском телевидении существует наблюдательный орган, Всепольский совет радиовещания и телевидения, который защищает интересы телезрителей и государства в целом.
Национальное польское телевидение объединяет десять общественных каналов, идущих в открытом доступе: TVP-1, TVP-2, TVP-Polonia, TVP Kultura, TVP Historia, TVP Sport, TVP Seriale и TVP Info, TVP-HD и Belsat. Главным государственным телеканалом в Польше является TVP-1. За ним идут соответственно TVP-2 и TVP-Polonia, однако существенного различия меж ними нет. Программы и фильмы, прошедшие на главном канале, повторяются затем на двух других. Belsat отлично принимается в Белоруссии и служит камнем преткновения между Польшей и братской Белоруссией, потому как ведёт идеологическую войну с существующей ныне там властью. Недаром Барак Обама во время своего недавнего визита в Польшу выразил поддержку именно этому телеканалу.
Другое дело – телеканал TVP Kultura. Чем-то он напоминает наш, с той лишь разницей, что здесь присутствует реклама. В целом это высокоинтеллектуальный, прогрессивный телеканал, кстати, высокооценённый в Европе, стоит в одном ряду с немецко-французским ARTE, отражает не только последние события культуры в собственной стране, но и всего мирового сообщества. Надо отметить, что поляки отдают дань уважения и русской культуре, однако интерес к ней падает. Если ещё год назад на телеканале TVP Kultura в день шло два, а то и три русских художественных фильма, то теперь не чаще одного-двух в неделю. Здесь можно было увидеть такие фильмы, как «Сталкер», «Москва слезам не верит», «Весёлые ребята», «Ностальгия», «Броненосец «Потёмкин», «Солярис», «Двадцать дней без войны», «Начало», «Белый Бим, Чёрное Ухо», но классика незаметно вытесняется нынешними сериалами: «Московская сага», «Бумер» и т.д. Сегодня всё чаще показывают американские, французские, немецкие фильмы. Понятно, вкусы и настроения в обществе меняются, меняется руководство канала и соответственно его политика. И чтобы очертить круг вопросов, поднимаемых на телеканале TVP Kultura сегодня, я бы хотела привести в пример два фильма, шедшие на этом телеканале.
Первый назывался «Рай пана Хаффнера», снятый немецкими документалистами, довольно часто повторяемый на польском ТВ. Фильм рассказывает о старом нацистском офицере Хаффнере, который служил в Дахау и Освенциме. Уже более 60 лет он якобы разыскивается правосудием, однако это не мешает ему регулярно отдыхать на дорогих курортах в Испании. Фильм более чем странный. В нём полностью отсутствуют комментарии, идёт лишь рассказ офицера СС. И когда в конце фильма он вскидывает руку на камеру, создаётся ощущение, что он победитель. Совершенно непонятно, какого эффекта добивались авторы фильма, а тем более непонятно, зачем это нужно полякам.
Другой фильм, совершенно иного толка, он – польский, и в нём проявились лучшие традиции польского кинематографа. Называется «Солидарность, солидарность…». Он состоит из коротких фильмов, снятых известными польскими режиссёрами, и связан с 25-летием профсоюза «Солидарность». Каждый фильм – это индивидуальное высказывание, различное по форме и содержанию. От насмешек до пафоса, от серьёзности до гротеска. Это горькие воспоминания о прошлой жизни, о её изуродованных идеалах, о напыщенных символах, о политиканстве и карьеризме вместо демократии и справедливости. И всё же то было время национального единства, огромной надежды и веры в светлое будущее. Увы, такое настроение в обществе вряд ли повторится.
В середине 50-х Польша была единственным мостом, соединяющим русскую интеллигенцию с европейской культурой. В то время польский кинематограф стоял в одном ряду с итальянским, французским… Имена говорят сами за себя: Анджей Вайда, Кшиштоф Кеслёвский, Збигнев Цибульский, Беата Тышкевич… Однако после падения Берлинской стены всколыхнулись антироссийские настроения, и культуры наших стран были разведены по разные стороны баррикад. На польском ТВ был запрещён даже фильм «Четыре танкиста и собака». Лишь в 2007-м регулярный показ сериала был возобновлён. В фильме звучит замечательная песня на стихи Агнешки Осецки «…Rudy i nasz pies», её мы когда-то неумело напевали. А Агнешку у нас помнят по спектаклю «Современника» «Вкус черешни», где звучали её удивительные песни в весьма вольном переводе Булата Окуджавы. «Ах, пане, панове, любви нет ни на грош…», начиная с 80-х это звучало до боли актуально. Сейчас, кажется, есть движение к потеплению.
Одно из сильнейших впечатлений от увиденного мною по польскому телевидению была четырёхчасовая трансляция прощания с Лехом и Марией Качиньскими. Все четыре часа шла только картинка, без комментариев, при полном молчании всех тех, кто присутствовал на этой церемонии. В те дни многие польские журналисты писали о том, что поляки испытали настоящее потрясение от той поддержки, которую тогда оказала Россия.
Сегодня мне на польских телеэкранах не хватает, и я уверена, что в этом не одинока, русских лиц, русских фамилий, мне не хватает рассказов о России. Но это зеркальная ситуация, мне не хватает тех творческих, дружеских взаимоотношений наших народов, что были в 60–70-е годы. Надеемся на их возвращение, что в наших общих интересах.