Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2016 г.
Библиосфера

Акварель на грубом холсте

06 июля 2016

Эльчин. Рассказы. – Баку: Чашыоглу, 2015. – 512 с. – 500 экз.

Недавно издан сборник рассказов писателя на русском языке. В него вошли произведения, опубликованные в разных изданиях с 1968 по 2012 год. Для справки: Эльчин (Эфендиев Эльчин Ильяс оглы) – народный писатель Азербайджана, автор широко известных рассказов, романов, пьес, кино­сценариев, переведённых на десятки языков.

Составители не могли, конечно, предположить, что хронологическая организация сборника приведёт к неожиданному историко-познавательному эффекту. Перед глазами внимательного читателя предстаёт почти полувековая картина Азербайджана: жизнь советского периода, его достоинства и недостатки, драматические годы становления нового общества и коллизии нашего времени.

Представленные в сборнике рассказы и по содержанию, и по форме многолики. Они отличаются разно­образием характеров, психологической глубиной; совмещают сатиру и лиризм, размышления и тонкий анализ. Эльчина интересуют все слои общества, он одинаково объёмно характеризует научного работника, делового человека, пресыщенного потребительством жителя особняков и людей, волею судеб оказавшихся на обочине жизни.

В сборнике можно выделить новел­лы: со­циально заострённые; име­ющие политический контекст; психологические, раскрывающие становление первой любви, особенности саморефлексии; символистские, насыщенные элементами фэнтези.

В своё время Лев Аннинский, характеризуя рассказы Эльчина, писал: «…это психологические этюды, словно написанные акварелью по грубому натуральному холсту». В подтверждение его мысли приведу несколько образцов словесности автора: «Всю эту широту и бесконечность объяли удивительные звуки, и под эти звуки словно заговорила река, катившая свои белопенные воды, заговорили горы и ярко-зелёные лужайки… эти звуки будут звучать вновь и вновь, они неотделимы от этих мест…» («Сары Гялин»). Это уникальное отображение в прозе ассоциации нежных звуков народного музыкального инструмента балабана. А вот как трогательно описана инстинктивная жизнь волчьего семейства: «Влажный запах с Востока теперь ощущался сильней, сообщая волчице, что приходит конец их мучительному походу; какое-то время она неотрывно смотрела в ту сторону, затем, заворчав, оглянулась на волчат. Щенки, словно почувствовав что-то важное для себя в ворчании волчицы, перестали скулить, поднялись и, шатаясь на дрожащих ногах, с растущим смятением смотрели на мать. Поводя хвостом, волчица внимательно оглядела щенят, и в этот миг только она сама, да ещё прапамять щенков позволяли понять, о чём говорит её взгляд» («Волки»).

Удивительно изящно Эльчин передаёт волшебные чувства первой любви: «…Аллахверди заснул и впервые увидел цветной сон. Было столько красок… Аллахверди в жизни не видел таких сочетаний – голубая, оранжевая, светло-зелёная… Он знал, что это сон, и ещё он знал, что все эти краски и есть сама Садаф» («Голубой, оранжевый…»).

Доминирующей категорией мышления Эльчина является время. Время упорядочивает действительность, придаёт ей определённую направленность, показывает жизненный путь человека. Герои Эльчина часто вспоминают прошлое и думают о будущем.

Писатель обращает внимание на то, что время не просто уходит в прошлое, а уносит с собой эпохи, вереницы поколений. Рождение и смерть определяют границы существования человека. Ещё в Древней Греции в философии стоицизма был обоснован принцип «помни о смерти», предлагающий поступать всегда так, будто дело, которое делаешь, или слово, которое произносишь, являются последними в твоей жизни. Этот принцип призван побуждать людей не совершать неправедные поступки. Но не все способны понять эту истину. В рассказе «Звёздная пора небес» зубной врач по прозвищу Золотой Мусеиб знает о своей неизлечимой болезни, о том, что дни его сочтены, тем не менее обманывает простодушного Алигулу, покупая у него за бесценок золотой протез. А вот Алиабасс-киши, герой рассказа «Навес», чувствуя свою близкую смерть, хочет оставить людям ещё одно творение своих рук – навес на улице.

Рассказы Эльчина объединяет постоянное обращение в них к таким вечным вопросам, как гуманизм, взаимопонимание, доверие. Писатель их раскрывает опосредованно, через отдельные образы, конкретные социальные процессы.

Что касается современного состояния общества, то выход из него возможен при радикальной культурной реформе, возрождении естественных ценностей и гуманном устройстве общества. Из рассказов Эльчина неявно следует вывод: развитие общества, его социальная организация должны быть подчинены интересам и потребностям каждого человека. Тогда усилится доверие в обществе, исчезнет отчуждение людей от социального порядка и друг от друга. Создадутся весомые предпосылки и для гармонизации отношений с природой. По существу, это путь формирования нового гуманизма, к которому в последние годы ЮНЕСКО активно призывает всё мировое сообщество.

Если эту великую цель не удастся реализовать, то через какое-то время жизнь на Земле всё больше будет напоминать картину ада. Межэтнические конфликты, войны, экологические катаклизмы станут повседневностью. Жителям нашей планеты тогда останется только мечтать, как мечтает доведённый до отчаяния трудностями жизни герой рассказа «Звёздная пора небес» собиратель бутылок Алигулу: «Скорее бы всё изменилось, украли бы нас инопланетяне и увезли к звёздам, увезли навсегда, чтобы никогда больше не возвращаться на земной шар…»

Низами МАМЕДОВ, доктор философских наук, профессор, член Международной ассоциации писателей и публицистов, эксперт ЮНЕСКО

Тэги: Рассказы Эльчин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты будешь жить с моей племянницей?»

    16.09.2022
  • «Я пойду другим путем…»

    14.06.2022
  • Сорвать стоп-кран, улететь на остров

    12.12.2021
  • Хрупкая стабильность

    01.12.2021
  • Из неизданной книги «Люди истории. Истории людей»

    25.04.2021
  • «Ты будешь жить с моей племянницей?»

    159 голосов
  • Владимир Солоухин. „Из ненаписанных рассказов“

    55 голосов
  • «А Гарнуля продолжала хохотать...»

    52 голосов
  • Говорить просто, но о важном

    39 голосов
  • Не умел писать лишь романов и доносов

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS