Составители не могли, конечно, предположить, что хронологическая организация сборника приведёт к неожиданному историко-познавательному эффекту. Перед глазами внимательного читателя предстаёт почти полувековая картина Азербайджана: жизнь советского периода, его достоинства и недостатки, драматические годы становления нового общества и коллизии нашего времени.
Представленные в сборнике рассказы и по содержанию, и по форме многолики. Они отличаются разнообразием характеров, психологической глубиной; совмещают сатиру и лиризм, размышления и тонкий анализ. Эльчина интересуют все слои общества, он одинаково объёмно характеризует научного работника, делового человека, пресыщенного потребительством жителя особняков и людей, волею судеб оказавшихся на обочине жизни.
В сборнике можно выделить новеллы: социально заострённые; имеющие политический контекст; психологические, раскрывающие становление первой любви, особенности саморефлексии; символистские, насыщенные элементами фэнтези.
В своё время Лев Аннинский, характеризуя рассказы Эльчина, писал: «…это психологические этюды, словно написанные акварелью по грубому натуральному холсту». В подтверждение его мысли приведу несколько образцов словесности автора: «Всю эту широту и бесконечность объяли удивительные звуки, и под эти звуки словно заговорила река, катившая свои белопенные воды, заговорили горы и ярко-зелёные лужайки… эти звуки будут звучать вновь и вновь, они неотделимы от этих мест…» («Сары Гялин»). Это уникальное отображение в прозе ассоциации нежных звуков народного музыкального инструмента балабана. А вот как трогательно описана инстинктивная жизнь волчьего семейства: «Влажный запах с Востока теперь ощущался сильней, сообщая волчице, что приходит конец их мучительному походу; какое-то время она неотрывно смотрела в ту сторону, затем, заворчав, оглянулась на волчат. Щенки, словно почувствовав что-то важное для себя в ворчании волчицы, перестали скулить, поднялись и, шатаясь на дрожащих ногах, с растущим смятением смотрели на мать. Поводя хвостом, волчица внимательно оглядела щенят, и в этот миг только она сама, да ещё прапамять щенков позволяли понять, о чём говорит её взгляд» («Волки»).
Удивительно изящно Эльчин передаёт волшебные чувства первой любви: «…Аллахверди заснул и впервые увидел цветной сон. Было столько красок… Аллахверди в жизни не видел таких сочетаний – голубая, оранжевая, светло-зелёная… Он знал, что это сон, и ещё он знал, что все эти краски и есть сама Садаф» («Голубой, оранжевый…»).
Доминирующей категорией мышления Эльчина является время. Время упорядочивает действительность, придаёт ей определённую направленность, показывает жизненный путь человека. Герои Эльчина часто вспоминают прошлое и думают о будущем.
Писатель обращает внимание на то, что время не просто уходит в прошлое, а уносит с собой эпохи, вереницы поколений. Рождение и смерть определяют границы существования человека. Ещё в Древней Греции в философии стоицизма был обоснован принцип «помни о смерти», предлагающий поступать всегда так, будто дело, которое делаешь, или слово, которое произносишь, являются последними в твоей жизни. Этот принцип призван побуждать людей не совершать неправедные поступки. Но не все способны понять эту истину. В рассказе «Звёздная пора небес» зубной врач по прозвищу Золотой Мусеиб знает о своей неизлечимой болезни, о том, что дни его сочтены, тем не менее обманывает простодушного Алигулу, покупая у него за бесценок золотой протез. А вот Алиабасс-киши, герой рассказа «Навес», чувствуя свою близкую смерть, хочет оставить людям ещё одно творение своих рук – навес на улице.
Рассказы Эльчина объединяет постоянное обращение в них к таким вечным вопросам, как гуманизм, взаимопонимание, доверие. Писатель их раскрывает опосредованно, через отдельные образы, конкретные социальные процессы.
Что касается современного состояния общества, то выход из него возможен при радикальной культурной реформе, возрождении естественных ценностей и гуманном устройстве общества. Из рассказов Эльчина неявно следует вывод: развитие общества, его социальная организация должны быть подчинены интересам и потребностям каждого человека. Тогда усилится доверие в обществе, исчезнет отчуждение людей от социального порядка и друг от друга. Создадутся весомые предпосылки и для гармонизации отношений с природой. По существу, это путь формирования нового гуманизма, к которому в последние годы ЮНЕСКО активно призывает всё мировое сообщество.
Если эту великую цель не удастся реализовать, то через какое-то время жизнь на Земле всё больше будет напоминать картину ада. Межэтнические конфликты, войны, экологические катаклизмы станут повседневностью. Жителям нашей планеты тогда останется только мечтать, как мечтает доведённый до отчаяния трудностями жизни герой рассказа «Звёздная пора небес» собиратель бутылок Алигулу: «Скорее бы всё изменилось, украли бы нас инопланетяне и увезли к звёздам, увезли навсегда, чтобы никогда больше не возвращаться на земной шар…»
Низами МАМЕДОВ, доктор философских наук, профессор, член Международной ассоциации писателей и публицистов, эксперт ЮНЕСКО