Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 сентября 2022 г.
  4. № 39 (6853) (28.09.2022)
Литература Колумнисты

Акварельный рот

28 сентября 2022

В писчебумажных отделах книжных магазинов моего детства золотая и серебряная акварели продавались отдельно.

В таких маленьких параллелепипедах. (Кювета. На самом деле это называется «кювета». Золотая кювета и кювета серебряная.)

Набор обычных красок (жёлтая, красная, синяя и так далее) никогда серебряной и золотой акварели не включал. Это было излишество, «за отдельные деньги». Для гипотетических принцесс и принцев. Для слитков золота у Кощея в пещере. Для ключика Буратино. Для золотого руна.

Да вот беда: золотая и серебряная краски плохо смотрелись на бумаге. Как-то аляповато. Впрочем, любая акварельная краска лучше смотрится в нетронутом своём гробу. Белая, алая, фиолетовая. Её так хотелось откусить.

Недавно заметил: перечислительные ряды эпитетов в современных верлибрах – это призрак рифмы и ритма в регулярных стихах. Их просто надо очень точно подобрать. «Белый, алый, фиолетовый, чёрный».

Недавно на рассвете (синем, сереньком, мглистом) разговорились в одной из интернет-сетей со знакомой.

Я ей пишу: для меня долгое время Тютчев был главным поэтом XIX века. Не Пушкин, не Лермонтов – Тютчев. Хотя, в сущности, горстка стихов. И ни одной большой (типа поэмы или романа в стихах) вещи.

Она отвечает: «Когда моя мама умирала, то читала вот эти стихи Тютчева вслух. И мы обе плакали».


Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.


Вы сказали про маму, пишу я ей в телефон, а ведь это удивительно: мы же действительно вспоминаем в критические, переходные, иногда последние моменты (ну пока ещё силы есть или боль не такая большая) именно стихи. Уму непостижимо. Мы уже почти «там», а вспоминаем зачем-то обрывки стихотворений. Как будто кусаем на прощание эту краску.

И тут случается неожиданное. Моя собеседница пишет: «Мама мне маленькой вместо колыбельной читала «Я убит подо Ржевом». Как сейчас помню: стоит в дверях детской, прислонившись к косяку, и читает: «Я не слышал разрыва,/Я не видел той вспышки./Точно в пропасть – с обрыва. И ни дна ни покрышки./И во всём этом мире до конца его дней/Ни петлички, ни лычки с гимнастёрки моей».

Странный, конечно, выбор для колыбельной, но и разговор сейчас не об этом. Это просто к вопросу: умерла поэзия или нет. (Правильный ответ: нет.)

Нескудеющая сила, нетленная краса. Как у ещё нетронутой кисточкой кюветы акварельной краски. Белый глянцевый прямоугольничек сделан из пастилы, алый – из кислого мармелада, а жёлтый – из сладкого. А золотая что? Золотая – она же из золота. Чего её грызть? Золото твёрдое. Только зубы сломаешь.

Однако и пастила, и мармелад, и какая-нибудь голубика – все на вкус одинаково отвратительны. Пахнут каким-то машинным маслом.

Рядом хорошие умелые дети рисуют машинки, дома, синее море, над морем – жёлтое солнце с палочками-лучами. На палубе корабля – лихой матрос в бескозырке. На самом кончике ленточки – скупо-скупо золотой краской, одним штрихом – якорь.

И только я сижу над листом, как Кощей, с неубедительно золотым беременным сундуком. И серебряными монетами в нём. Побольше, побольше. Ещё. Ещё. Если так дело пойдёт, этот сундук уже не закрыть. Плевать, дорогая кювета: мне ещё надо добавить сюда рубинов, сапфиров и изумрудов. Какой же золотой сундук серебра без изумрудов?

– Господи! Ты что, опять наелся краски?

Да, отвечаю я разноцветным будущим своим стихотворным ртом.

Тэги: Дмитрий Воденников Четвртое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небо, которое тебя съест

    26.10.2021
  • Так разрывается пространство

    28.09.2021
  • Из какого мы цирка?

    24.08.2021
  • Тьма на подушечке

    27.07.2021
  • Шесть соток непосильного счастья

    29.06.2021
  • Из какого мы цирка?

    61 голосов
  • Небо, которое тебя съест

    47 голосов
  • Тьма на подушечке

    45 голосов
  • Крышка предательства

    40 голосов
  • Так разрывается пространство

    35 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS