На вопросы «ЛГ» отвечает художественный руководитель Ростовского академического театра драмы им. М. Горького
- Александр Иванович, знаю, что премьера "Цыгана" по известному роману Анатолия Калинина, телеэкранизацию которого с -увы!- ушедшими от нас народными артистами СССР Кларой Лучко и Михаилом Волонтиром показывают по разным каналам каждый год, для Ростовского академического театра драмы больше, чем премьера....
- Когда меня на Дону спросили «А что дальше, после «Тихого Дона», я ответил, что попытаемся походить еще вдоль да по Дону – по течению, против течения…
И это не просто красивые слова. Донская земля богата своей литературой – Михаил Шолохов, Анатолий Калинин, Виталий Закруткин… Шолохов – это целая Вселенная! Но ведь о Калинине и Закруткине слава тоже гремела на всю страну, на весь тогдашний Советский Союз. По праву донским мы считаем и другого Нобелевского лауреата – Александра Солженицына.
У меня не было ни минуты сомнения, что следующим спектаклем по донской литературе будет «Цыган». Странно, но опять произошло совпадение! «Тихий Дон» ставился накануне 110-летия его автора, нашего великого земляка, а Анатолию Калинину 22 августа этого года тоже исполняется 100-летний юбилей! «Тихий Дон» не ставился на нашей сцене 40 лет, а жизнь Будулая Романова не была предметом нашего внимания аж 50 лет! Так что мне крупно повезло с театром, в особенности с землей, на которой он стоит. Кстати, к юбилею Калинина на Дону намечен целый ряд мероприятий. И наш спектакль – в центре события. По крайней мере, нам так кажется. Губернатор Василий Голубев выделил специальные финансовые средства на постановку – более четырех миллионов рублей. И мы горим желанием создать вторую визитную после «Тихого Дона» карточку театра, а может – и региона. Над спектаклем работает та же команда постановщиков, сотворивших «Тихий Дон»: лауреаты Национальной театральной премии «Золотая Маска» режиссер Геннадий Шапошников, художник Виктор Герасименко, лауреат премий «ТЭФИ» и «Ника» композитор Алексей Шелыгин, драматург Владимир Малягин, художник по костюмам Наталья Пальшкова. Роль Будулая исполнит Александр Волженский, Клавдии Пухляковой – Кристина Гаврюкова и Елена Климанова.
В новой постановке, которую по жанру мы определили как степную сагу о любви, известная история цыгана Будулая развернется сложным, драматичным, но светлым полотном. Сцена театра Горького предстанет метафоричным пространством, в котором прокатываются, пересекаясь и сами по себе, колеса людских судеб – по дорогам войн, потерь, страха,
обстоятельств. Колеса ломают нам жизнь, но они же и весело кружат нас по родной земле…
«Цыган» - лирическая, пронзительная, трогающая сердце история, с яркими актерскими работами и костюмами, нежной музыкой и, конечно, живыми многоголосными цыганскими и русскими песнями и завораживающими танцами. Кстати, нашими добровольными консультантами выступили представители цыганской диаспоры в Ростове, люди с весьма известными фамилиями и авторитетом.
Впоследствии спектакль мы хотели бы представить в ландшафтном варианте на родине Калинина в Пухляковском.
- Вы начинали как драматург. И не у каждого, пишущего пьесы, выходит трехтомник. Как начался Ваш путь драматурга и где увидели свет рампы Ваши первые работы?
Как драматург вылупился в «Кувшинке» – это такая база отдыха на Волге в Чебоксарах, где Министерство культуры РСФСР проводило свои летние драматургические семинары. Я приехал с комедией «Фейерверк», которая нашла хорошие отзывы со стороны руководителей семинара Леонида Жуховицкого и Валентины Федоровой. Так я попал в поле зрения Министерства культуры России. Мне кажется, уже осенью я привез в Рузу, где также проводились ежегодные семинары молодых драматургов, вторую пьесу - «В пустом доме люди», которая была принята на «ура». Руководителем моего семинара были Валерий Тур и Валентина Федорова. Меня начали хвалить, пьесу опубликовала «Современная драматургия», а в Саранске, на моей малой родине, параллельно шла работа над постановкой пьесы. Постановщиками были мои московские друзья – режиссер с «Таганки» Сергей Арцибашев и художник Ольга Малягина. Пьеса была достаточно острой для советской провинции, но цензура пропустила. «В пустом доме» переводилась на итальянский и ставилась в Риме. Очень яркая постановка была в Удмуртском национальном театре – постановщик Александр Блинов.
За первой удачей случилась и вторая – тут же была написана пьеса «Анахореты, или угол для сирот», которую Арцибашев начинал репетировать в Москве (она ему очень нравилась), но что-то не пошло. А были премьеры в Тамбове, Йошкар-Оле, Саранске, других городах. «Анахоретами» открылся Мордовский национальный театр, а я стал одним из создателей его и первым художественным руководителем. После «Анахоретов» была написана пьеса «Очаг», которая позволила говорить о драматической трилогии – «В пустом доме люди», «Анахореты или угол для сирот» и «Очаг». Трилогия была отмечена премией журнала «Театральная жизнь», а еще чуть раньше я получил первую серьезную награду за свой литературный труд – «В пустом доме люди» получила премию Ленинского Комсомола Мордовии. В 32 года я был уже Заслуженным писателем
Мордовской ССР! Так что я был очень писучий драматург и постоянно награждаемый! Горжусь, что заслуженного деятеля искусств России Среди ярких премьер – Мировая! – в Тампере (Финляндия) с пьесой о великом финском композиторе Яне Сибелиусе, московские «Дом на Фрунзенской» и «Рубеж».
Я очень благодарен моему первому режиссеру, ныне покойному народному артисту России, лауреату Государственных премий России Сергею Арцибашеву, а еще Василию Пектееву – прекрасному марийскому режиссеру, моему другу, который поставил на марийской сцене аж 6 моих пьес! Вообще марийской земле, как и моей родной мордовской, я очень благодарен. Я там часто бывал и полюбил ее, а результатом этой любви стала пьеса «Ой, куница играет» о первом марийском киноартисте Йыване Кырле, исполнителе роли Мустафы в фильме «Путевка в жизнь». Спектакль, поставленный В. Пектеевым, был очень пронзительный. Он мне очень нравился. Пьеса – среди моих любимых тоже.
В чем особенность моей драматургии? Пожалуй, в том, что она национальна, ее пронизывают народные, устно-поэтические мотивы и традиции. В основе идеального мордовского мироустройства лежало следование Закону – Закону нравственному, который позволял жить справедливым обществом. Этот нравственный Закон, как фантомная боль, сидит во всех моих героях – да они сегодня живут не так, как следует, не по заветам предков, которые впоследствии приняли православие и стали самыми яростными ревнителями этой веры, но они обязательно судят себя сами и хотят, чтобы их судили другие именно по этому Закону… Признаюсь, я дорожу этой своей мифологической особенностью. Кстати, мой учитель по Литинституту Егор Исаев (я начинал как поэт), когда писал рекомендацию на выдвижение моего трехтомника на Государственную премию России, эту мою народную особенность выделял особо.
- Судьба распорядилась так, что многие годы после переезда в столицу Вам выпала уникальная возможность работать рядом с Людмилой Ивановной Швецовой, тогда первым вице-мэром Москвы, отвечающей за социальный комплекс. Самые разные люди, не знавшие ее лично, до сих пор не могут смириться с несправедливостью ее раннего ухода...
Людмила Ивановна со мной всегда рядом – ее портрет на столе в кабинете: я не могу без ее доброго лучистого взгляда. Для меня она очень родной человек. Мое время отмеряют часы, подаренные ею, когда мы уходили из Правительства Москвы в Государственную Думу. Был трогательный прощальный вечер, в память о котором она мне оставила очень красивые часы с надписью «Президент России». Вообще она любила делать подарки своему окружению! И подарки настоящие! Она была удивительно внимательным и щедрым человеком!
Сейчас, конечно, на меня часто находит тревога, если вдруг чувствую, что делаю что-то не так. Она всегда в моих снах, а сны эти наполнены вящей мыслью и добром. Людмила Ивановна в течение пятнадцати лет была для меня руководителем и учителем. Конечно, все это с большой буквы. И другом – это она сама подчеркивала. Да ведь и в Ростове я оказался по ее рекомендации. Место худрука и директора были свободны, вот она и отправила меня «на усиление» на свою малую родину. Ведь в Ростове она училась и выросла, на сцене нашего театра неоднократно выступала в качестве юного чтеца. И совсем неслучайно, что когда в декабре прошлого года канал ТВЦ снимал фильм о Людмиле Ивановне «Нельзя не любить», именно наш театр – труппа, костюмерные и реквизиторские цеха – внесли свой важный вклад в реконструкцию ростовских страниц жизни Людмилы Одинцовой (это ее девичья фамилия).
Судьба поднимала ее на самые высокие вершины государственной власти и общественного признания, но она же и стегала ее не раз до боли и крови. На моих глазах это было четырежды – когда трагически погиб Алеша, ее единственный сын, когда умирали горячо любимые ею папа Иван Васильевич и младший брат Сергей, и когда ее понижали в московской должности. Московская история – по своей сути была настоящей трагедией. Дело в том, что Швецова не просто превращалась из первого заместителя Мэра, руководителя Комплекса социальной сферы в обычного заместителя Мэра с усеченными полномочиями, - она переставала быть душой и центром социальной политики в столице. Той политики, которая была лучшая в стране!
Но у нее хватило сил уйти из любимого города с высоко поднятой головой. А к новому Мэру Сергею Собянину всегда относилась с уважением и по-сестрински.
- Что дали Вам, как руководителю большого коллектива и творческому человеку, два года работы в Ростове? Критики и зрители высоко оценили громкую премьеру по роману самого знаменитого в мире донского писателя Михаила Шолохова. "Тихому Дону" аплодировали не только в родном городе, но и в Москве. Сбылось ли намеченное, о чем Вы рассказывали читателям "ЛГ"?
Два года работы на Дону я считаю для себя настоящим счастьем! В первую очередь, конечно, оно связано с постановкой «Тихого Дона». Работа объединила коллектив – ведь мы порою остервенело работали сутками! Только бутерброды успевали нарезать в ночные смены! Это такой кайф, когда общее дело делается легко и с любовью! Нам удалось создать внутри своего гигантского академического «трактора» дух студийности, творчества и ожидания нового успеха. Когда я проанализировал историю театра с именами великих – Завадского, Плятта, Мордвинова, Марецкой, Бушнова, Сорокина, Лободы и других титанов нашей сцены, я четко понял, что у театра была история
успеха и на ней сам Господь велел строить новую историю нового успеха! И мы это все вместе делаем!
7 октября мы принимаем участие с «Тихим Доном» в работе XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский Дом» в Петербурге.
За эти два года на нашей сцене дважды выступала труппа Малого театра, с которым у нас сложились деловые и дружеские связи. Для нас огромная честь, что великий Юрий Соломин дал возможность нашему театру участвовать в необычном и престижном проекте - международных мастер-классах «Young Theatre Master-Classes Rostov» («Мастер-классы молодого театра в Ростове»). Этот проект, осуществляемый по линии Министерства культуры России, Союза театров Европы и Малого театра, впервые в России начал осуществляться в прошлом году, в стенах Малого театра. Ростовский театр стал вторым в стране, которому выпала такая высокая честь. Это выбор Юрия Мефодьевича! «Мастер-классы молодого театра в Ростове» будут проходить с 23 ноября по 3 декабря, а его участниками станут молодые режиссеры и сценографы из Греции, Израиля, Италии, Сербии и Германии. Вести мастер-классы будет вести художественный руководитель Национального театра в Бухаресте Александру Дарие, а лекции по истории театра будет читать профессор Жорж Баню из Франции.
В нашем репертуаре появилась потрясающе-странная сатирическая комедия «Чемоданчик» по пьесе Юрия Полякова, которую мы тоже хотели бы показать в Москве. Жанр спектакля мы определили как «русский анекдот» и, несмотря на то, что драматургический материал очень острый, ум москвичам этот спектакль уж точно не повредил бы! Кстати, идет эта пьеса только в двух городах - в Москве, в театре Сатиры, и в Ростове-на-Дону.
Но мне непременно хочется еще раз вернуться к «Тихому Дону и вспомнить о его Вседонской премьере, которая состоялась 16 мая прошлого года. Только представьте себе: спектакль смотрели тысяча сто человек в зале, тысячи человек на Фонтанной площади Ростова-на-Дону, рядом с театром, где был установлен огромный экран, который на десяток видеокамер, установленных в зале, а затем этот же сигнал транслировался по всему Дону, а также через интернет – по всей стране и даже за рубежом. Одномоментно «Тихий Дон» в тот день смотрели более трех миллионов человек! Подобного в России, насколько я знаю, никогда не было!
- Как это получилось?
Инициативы бывают такие чудесные и распрекрасные! Но что толку. Сколько добрых начинаний губятся на корню без чиновничьей поддержки! Театру повезло, что спектакль стал любим буквально всем руководством Ростовской области и был так мощно подкреплен административным ресурсом! Иначе никакой Вседонской премьеры, вылившейся по сути в Мировую, никогда бы у нас не было. Я удивился, когда однажды вечером на «Тихий Дон» пожаловал наш владыка, митрополит Ростовский и
Новочеркасский Меркурий. Что примечательно, он признался: спектакль расхвалил губернатор и очень рекомендовал посмотреть. Разве это не отношение!? Друзьями театра являются мэр Ростова-на-Дону Сергей Горбань и первый заместитель губернатора Игорь Гуськов. Это все в стиле Людмилы Швецовой, и мне от этого становится тепло и душевно, и хочется работать еще более ответственно и вдохновенно.
После гастролей в Москву, финансируемых региональным бюджетом, область снова выделила нам деньги на участие спектакля на заключительном этапе XIII Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» в Москве, где мы стали обладателями Гран-при и четырех Золотых дипломов! Естественным и красивым финалом года стало то, что «Тихий Дон» стал «Событием года на Дону», где мы разделили первое место с замечательными ростовскими гандболистками. Считаю, что этот результат имеет историческое значение: золотой спортивный клуб европейского уровня и театр уже не с областной судьбой в равной степени были отнесены к главному событию!
Сегодня аншлаги на спектаклях - это привычное явление для горьковцев. Это результат нашей общей работы. Мало иметь хорошие спектакли – их еще надо уметь продавать, преподносить зрителю. Отсюда и рост собственных доходов - мы на каждый бюджетный рубль зарабатываем почти два своих рубля. Это результат лучших театральных коллективов России. Зритель приходит на наших признанных мэтров – народного артиста РСФСР Игоря Богодуха, народных артистов России Татьяну Шкрабак и Наталью Гординскую, заслуженных артистов России Сергея Власова, Виталия Соколовского, Олега Ширшина, ведущих артистов Юрия Добринского, Елену Подуст, Марину Любимову, Андрея Тихонова, Юлию Борисову, Артема Шкрабака, Кристину Гаврюкову, Ольгу Васильеву, молодых и талантливых Романа Гайдамака, Екатерину Березину, Алексея Тимченко, Евгения Климанова, Вячеслава Огира, Елену Золотавину и многих других.
Не могу не похвалиться, что за нашу работу (а она трактуется как оказание услуг населению) мы получили еще и премию «Потребитель голосует – «За» в номинации «Театры». По итогам независимого народного голосования, которое организовал Департамент потребительского рынка Ростовской области, мы стали лучшим театром по оказанию своих профессиональных услуг.
У нас два детских проекта – это детская театральная студия «Мастер-класс» и «Театр на подушках». Театральная студия в этом году празднует свое пятилетие, и за это время она стала очень популярна среди ростовских детей и их родителей. Представьте себе, что конкурс в студию составляет больше пяти человек на место. Мы сожалеем, что не можем брать всех деток, но это просто физически невозможно сделать. Сейчас мы регулируем количество занимающихся до ста человек. Что было бы в театре, если бы на занятия приходили 400-500 человек?! Обучение в студии проводится по программе театрального училища, и что важно – дети не только постигают азы мастерства под руководством опытных артистов, но и ставят свои спектакли. Причем делают это весьма успешно. Наша студия является
членом международной ассоциации «Театр, где играют дети», а ее воспитанники со своими работами неоднократно были лучшими на фестивалях в Болгарии, в Ялте и Сочи. А потом, в нашем репертуаре есть много спектаклей, где играют дети. В том числе – и в «Тихом Доне».
«Театр на подушках» - это новый проект, призванный также прививать в детях любовь к театру. Причем, и к театру вообще, и к нашему Ростовскому академическому театру имени М. Горького – в частности. Но у этого проекта есть и чисто прикладное назначение – это организация и проведение детских праздников, и он тоже становится все более и более популярным среди детей и их родителей.
Сегодня Ростовский академический театр драмы имени М. Горького можно рассматривать как большой театральный комплекс: Большая сцена на 1100 мест, Малая сцена на 400 мест, Экспериментальная на 75 мест, Детская театральная студия и «Театр на подушках». И все работает!
Что касается моей персоны, признаюсь честно: уехал из Москвы не потому, что там мне не хватало места или не смог проявиться. Просто мне сегодня здесь интересней. Моя работа и сама жизнь стали более содержательны. Ты творишь, работаешь на результат – и результат тут же приходит. Сказал, что приехал за успехом – и личным, и для театра – и труппе такая наглая постановка вопроса нравится. Более того, я вижу растущее уважение и интерес к родному театру в глазах вчерашних наших артистов, тех, кто уехал в Москву.
Мы строим репертуар, который подчеркивает уникальность и самобытность нашего театра. Поэтому в наших планах - и дальше рыхлить родную донскую почву.
Беседу вёл Леонид КОЛПАКОВ