Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2025 г.
  4. № 48 (7012) (03.12.2025)
Литература

Алексей Плещеев: петербургский Мечтатель

К 200-летию со дня рождения писателя

04 декабря 2025
Николай Ярошенко. Портрет А.Н. Плещеева, 1888 г.  Из собрания Харьковского художественного музея

Александр Панфилов,

кандидат филологических наук

В истории нашей литературы есть одно любопытное явление – назовём его: «автор одного стихотворения». «Одно стихотворение» – это, разумеется, условная номинация. В каких-то случаях мы можем вспомнить два-три поэтических опыта попавшего в эту номинацию писателя, а в каких-то – лишь одну-две строчки. В любом случае возникает парадоксальное несоответствие «тяжести» оставшегося в литературе имени и «отсутствия» актуального наследия, которое вроде бы должно сопровождать это имя. Таков Алексей Плещеев.

     С детских лет мы помним плещеевское: «Травка зеленеет,/ Солнышко блестит…» и «Осень наступила,/ Высохли цветы…» Плещеев много и удачно писал для детей, но самое памятное его стихотворение все-таки «взрослое»: «Вперёд! Без страха и сомненья/ На подвиг доблестный, друзья!/ Зарю святого искупленья/ Уж в небесах завидел я!..» В нём восемь строф, однако в безусловной народной памяти сохранились лишь первые две строчки. Когда-то это стихотворение называли «русской Марсельезой». Несколько поколений молодых людей с этими словами выступали на неравный бой с… вот тут и призадумаешься: а с чем, собственно? Наверное, с косностью, реакцией, произволом, несвободой и пр., и пр. С вечной неправильностью русской жизни. Тут всё очень пафосно, «громко» и туманно: «глагол истины», «жрецы лжи», «любви ученье», «безумные палачи», «кровавая борьба», «путеводная звезда»… Но ведь звучит! И сейчас звучит. Читая, как бы приосаниваешься, взор светлеет, вера в хорошее крепнет.

Один существенный момент. Плещеев сочинил это стихотворение на заре своей литературной деятельности, в 1846 году, двадцатилетним юношей. «Декабристы разбудили Герцена», – когда-то написал В. Ленин. Но не только Герцена они разбудили, а целое поколение русских романтиков – и Плещеева в том числе. Его они разбудили почти буквально – поэт родился в 1825 году, за три недели до декабристского восстания.

1840‑е, до катастрофы 1849 года, – это время его вступления в литературу, самый счастливый, наверное, период его судьбы. Плещеев принадлежал к знаменитому дворянскому роду, к его костромской ветви, но собственное его семейство было бедным, он рано потерял отца, их жизнь с матерью определяла почти нужда. Никакого систематического образования Плещеев не получил, обе «образовательные» попытки – Петербургская школа гвардейских подпрапорщиков, куда матушка определила сына на казённый кошт, и Петербургский университет – оказались по разным причинам провальными. Нет худа без добра – знакомство с ректором университета П. Плетнёвым имело одно счастливое следствие: в 1844 году состоялся поэтический дебют восемнадцатилетнего Плещеева в «Современнике», который Плетнёв редактировал после гибели Пушкина. За всем этим стояло нечто важное – с юных лет Плещеев захотел стать профессиональным литератором, жить исключительно литературным трудом. То есть совпасть с собственной судьбой.

Не забудем, что в русской поэзии 1840‑е годы ознаменовались некоторым «промежутком» – после ухода из жизни Пушкина и Лермонтова отечественная поэзия как бы остановилась. Огарёв считался равновеликим Пушкину и Лермонтову, Тютчева почти не знали, Фет и вовсе был неизвестен, Некрасов тоже, всходила лишь поэтическая звезда Тургенева, ставшего в будущем знаменитым романистом. В этой «пустоте» ломкий голос Плещеева услышали, а его мечтательный романтизм и «освободительный» пафос оказались созвучны тайным упованиям тогдашних образованных молодых людей, что и определило «маленькую» славу юного поэта, тогда же, впрочем, написавшего и несколько талантливых прозаических вещей в стилистике так называемой натуральной школы.

Жил он в это время бурной жизнью, нашедши себе единомышленников в семействе Майковых, в «коммуне» братьев Бекетовых (один из которых станет дедом А. Блока), в собраниях у М. Петрашевского. Вёл дружбу со многими: с братьями Майковыми, с их домашним учителем И. Гончаровым, с Д. Григоровичем, с А. Григорьевым, с Ф. Достоевским… Достоевский посвятил ему свои «Белые ночи» (посвящение было снято при переиздании в 1865 году) и тем самым прозрачно намекнул, кто был прототипом петербургского Мечтателя. Именно Плещеев, будучи в Москве и раздобыв там знаменитое письмо Белинского к Гоголю, переслал его Достоевскому, а тот уж зачитал это письмо у Петрашевского.

Всё кончилось весной 1849 года «делом» петрашевцев. В инсценировке казни на Семёновском плацу Плещееву уготовили одну из главных ролей – он был во второй тройке, рядом с Достоевским и поэтом Сергеем Дуровым.

Далее последовала восьмилетняя обморочная пауза – лишённый дворянства поэт служил солдатом в Уральске, Оренбурге, Ак-Мечети. Во взятии последней показал себя храбрецом, в числе первых ворвавшись в крепость через пролом в стене. В 1856 году он наконец получил офицерский чин, ему вернули дворянство и разрешили жить в Москве. С тех пор Плещеев до самой смерти был «знаменитым поэтом», своеобразной «иконой», не без ореола мученика, что, правда, достатка ему не добавило. Ютился с семьёй по крохотным квартиркам, то и дело закладывая вещи, чтобы свести концы с концами. И оставаясь «неблагонадёжным», под надзором полиции. В 1863 году его привлекали к дознанию по «делу Чернышевского», сфабриковав «бунташное» письмо к нему последнего. К счастью, Плещееву удалось оправдаться. Когда в 1872 году Некрасов позвал поэта в Петербург, в «Отечественные записки», тому стоило немалых сил избавиться наконец-то от надзора.

Что же до поэзии Плещеева, то она, оставаясь в традиционных формальных рамках, несколько погрустнела, наполнившись сетованиями на крушение юношеских идеалов, в ней теперь слышалась «грустная жалоба побеждённого бойца» (по определению Н. Добролюбова): «Природа-мать! К тебе иду/ С своей глубокою тоскою;/ К тебе усталой головою/ На лоно с плачем припаду…» Или: «О, больно, больно мне… Скорбит душа моя,/ Казнит меня палач неумолимый – совесть./ И в книге прошлого с стыдом читаю я/ Погибшей без следа, бесплодной жизни повесть…» Но и призывы к служению обществу сохранились, правда, звучали они тише, прикровеннее, не без эзопова языка и прозрачных опасных аллегорий: «О, не забудь, что ты должник/ Того, кто сир, и наг, и беден,/ Кто под ярмом нужды поник,/ Чей скорбный лик так худ и бледен…» А ведь были не только оригинальная поэзия, но и проза, переводы, пьесы, книга о Диккенсе. Плещеев вообще символ бескорыстного литературного «труженничества».

Таков он и на сохранившихся портретах: серьёзен, неулыбчив и вместе с тем уютен, светел какой-то внутренней добротой. Таким его воспринимали современники, таким изображали мемуаристы. Устойчивые эпитеты: «тёплый», «искренний», «мягкий», «детский», «милый», «печальный». В молодёжных аудиториях поэта встречали неизменными овациями, первым делом требуя прочитать его юношеское «Вперёд!» В частной жизни он оставался настоящим русским писателем: любителем неспешных прогулок и многочасовых застольных разговоров. Литератором по преимуществу и по призванию. Двенадцать лет, до самого закрытия в 1884 году, он отдал журналу «Отечественные записки». Позже редактировал «Северный вестник», когда тот ещё не стал прибежищем молодых русских модернистов, а был направляем «народником» Н. Михайловским.

Плещеев много возился с молодыми: буквально за руку втащил в литературу «простолюдина» Ивана Сурикова («Степь да степь кругом…», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»), неустанно помогал С. Надсону, считая его голос самым важным в тогдашней поэзии, влюблённо печатал Чехова. Именно в «Северном вестнике» была опубликована чеховская «Степь» – первый опыт писателя в большой форме. Чехов, предлагая повесть, боялся провала – Плещеев же всячески ободрял его, не забывая рекламировать «Степь» на всех петербургских углах. «Мой милый поэт», – обращался Чехов к Плещееву в письмах. Опекал он и будущих модернистов: Мережковского, Гиппиус. «Ты лучший друг для нас, для русской молодёжи,/ Для тех, кого ты звал «Вперёд, вперёд!»…» – такими словами откликнулся Мережковский на смерть поэта в 1893 году.

Плещеев иногда устало вздыхал в кругу собеседников: «Хоть перед смертью уехать бы за границу, увидеть солнце и море, подышать вольным воздухом…» Судьба блеснула «улыбкою прощальной» на «закат» поэта. В 1890 году он получил после смерти дальнего родственника огромное наследство и с тех пор жил по преимуществу в Европе. Но и там, наслаждаясь «ликующей природой» где-нибудь в Ницце, он оставался собой. «В плеске волн и в шуме листьев,/ В песне ветра в час ночной/ Слышу плач я о невзгоде/ Стороны моей родной!..» – писал Плещеев в одном из последних своих стихотворений. Умер он в 1893 году в Париже.

Интересно: литературная история Плещеева обрела кольцевую композицию – уходил он из жизни, как и начинал, в поэтическом «промежутке». Тогдашняя русская поэзия замерла в ожидании новых бунтарей, которые вскоре не замедлили появиться. И которые (Мережковский, Бальмонт, Блок) неизменно поминали своего предшественника добрым словом.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Тайна Игоря Золотусского

    04.12.2025
  • Рыцарь поэзии

    03.12.2025
  • Константин Симонов в полном объёме

    03.12.2025
  • Работа его беспримерна

    03.12.2025
  • Нечаянная благодать на границе стиха и чувства

    03.12.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Пригласительный билет
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS