Минуло уже почти три месяца нового 2023 года, но подведение книжных итогов года предыдущего нам только предстоит. И помогут в этом, конечно же, литературные премии. За какими шорт- и лонг-листами следить искушённым читателям в 2023 году? Куда подаваться авторам и зачем вообще нужен данный институт? Разберём прямо сейчас. А заодно постараемся обозначить актуальные проблемы этого процесса, на решение которых направлена новая премия «Гипертекст» имени Александра Чаковского, учреждённая «ЛГ».
Начнём с самого понятия «литературная премия», овеянного многочисленными мифами, главный из которых – невозможность туда попасть, если вы не Евгений Водолазкин или, предположим, Гузель Яхина (причём не до получения звания лауреатов «Большой книги» и «Ясной Поляны», а непременно после). Одна из главных задач, которую ставят перед собой все премии России и мира, – «лифт для талантливых авторов». Именно институт премий помогает добиться заветного признания как среди профессионального сообщества, так и у массового читателя. Ореол обрушившейся на писателя славы зависит от статуса премии, её места в литературной иерархии и места самого произведения в тех или иных списках. Многие из лауреатов не раз признавались в интервью, что именно премии сделали их теми, кто они есть («Я ощутил, что могу стать писателем, я «почувствовал кровь», и мне теперь хочется идти до конца» – Ислам Ханипаев, интервью с Дмитрием Кравченко, «Юность»). А девиз премии «Национальный бестселлер» так и заявляет – «Проснуться знаменитым!».
Звучит недурно… Но не спешите рассылать книги и тем более рукописи. Открыв положения знаковых премий, мы увидим пункт о порядке выдвижения – список тех, кто обладает правами на номинирование авторов. Здесь всё многообразие премий можно разделить на четыре типа: выдвижение комитетом премии («Национальный бестселлер»), выдвижение издательствами/журналами/союзами/членами жюри/членами СПР («Ясная Поляна», «НОС», премия Фазиля Искандера, премия Александра Левитова), самовыдвижение опубликованной книги («Большая книга») и, наконец, самовыдвижение рукописи.
Последний пункт возможен только в одной из национальных премий – «Лицей». Единственная на всю Россию! Таким образом, «проснуться знаменитым», написав и просто отправив рукопись на соискание, пусть даже и очень хорошую, в реальности практически невозможно. Требуется предварительная работа по её изданию и/или участию в литературном процессе.
Но не время расстраиваться, потому что в этом году к «Лицею» присоединяется «Гипертекст», уделивший особое внимание начинающим авторам, для которых открыто самовыдвижение рукописей (до 35 лет) и дебютных книг (без возрастного ограничения). Причём призовой фонд только в этой номинации составит 1 млн рублей, а награды удостоятся целых пять победителей.
Следующая задача, заложенная в самой природе всех без исключения премий, – популяризация хорошей современной литературы и навигация читателей по ней. Длинные и короткие списки всегда служили незаменимым ориентиром в книжном мире или даже маяком в книжном море – бесспорным «знаком качества» для тысяч читателей. Причём благодаря им хорошая литература оказывается всё более досягаемой. Так, «Большая книга» и «Ясная Поляна» открывают бесплатный доступ на портале Литрес ко всем книгам-финалистам во время проведения народного голосования. Да и процесс работы жюри/совета экспертов в большинстве своём проходит достаточно прозрачно через обнародование рецензий и отзывов и даже круглых столов с публичным обсуждением. В то же время все события происходят в Москве или Санкт-Петербурге, ещё раз подчёркивая культурную столичноцентричность России.
Премия «Гипертекст» обратила внимание на этот факт, поэтому помимо широкой представленности в интернете организовала тур по городам. Жители Северного Кавказа, Хабаровска, Сочи, Волгограда, Самары и многих других городов смогли лично познакомиться и пообщаться с руководителем премии Александром Чистяковым и главным редактором «ЛГ», председателем оргкомитета премии Максимом Замшевым. Круглые столы с публичным обсуждением также запланированы в 9 регионах России, а все записи прошедших и предстоящих событий публикуются в официальных аккаунтах на Rutube и ВКонтакте.
А теперь давайте зададимся вопросом: «Много ли людей в нашей необъятной стране пишут на национальных языках?»
А много ли есть всероссийских премий с номинацией «перевод/иностранная литература»? До недавнего времени это были только «Ясная Поляна» и специализированная премия по литературным переводам «Мастер», причём обе, судя по финалистам прошлых лет, отдают предпочтение переводам европейских, американских и восточных авторов, нередко классики, нежели произведениям народов России и стран СНГ. Конкуренция с Марселем Прустом и Кадзуо Исигурой, согласитесь, высока, да и процесс номинирования тут ещё сложнее, чем в российской прозе, – список соискателей определяется исключительно экспертным сообществом в «Ясной Поляне» и членами гильдии в «Мастере».
Однако в 2022 году всё изменилось. Благодарить за это стоит две премии – Фазиля Искандера и снова «Гипертекст». В первом случае появилась отдельная номинация «Бесценное достояние», награждающая за переводную прозу с абхазского языка и языков народов России и стран СНГ (два лауреата с призовым фондом по 100 000 рублей и автору, и переводчику). Премия «Гипертекст» также делит поровну материальное вознаграждение, но оно здесь несколько выше – по 250 000 автору и переводчику (два победителя, общий фонд 1 млн рублей). Результат не заставил себя ждать – летом, после объявления приёма заявок на соискание премии Александра Чаковского, больше половины заявок стало поступать именно в номинации «Перевод».
Наконец, перейдём к третьей, не менее волнующей проблеме – место поэзии в национальных литературных премиях. К сожалению, ситуация с книгоизданием стихов отразилась и здесь – их настолько мало, что кажется – практически нет. Особенно если принять в расчёт «армию поэтов» (по ёмкому определению Виктора Куллэ) в нашей стране. И на всю эту «армию» мы имеем номинацию «Поэзия» только в трёх премиях – «Лицей», премия Фазиля Искандера и премия Левитова. Таким образом, мы видим явный акцент на прозу, напоминающий ситуацию на полках книжных магазинов.
Но «Гипертекст» и здесь сумел внести свой вклад в устранение несправедливости, утвердив номинацию «Поэзия» с призовым фондом 500 000 руб. для авторов с книгами и вышеупомянутую номинацию «Для начинающих авторов», позволяющую поэтам представить неизданную подборку. Также интересно, что это единственная премия, сотрудничающая с кастинг-платформой Таврида-Арт, причём очный питчинг и презентация были проведены на самом фестивале в августе Александром Чистяковым и Максимом Замшевым.
Внимание к творческой молодёжи прослеживается и в номинации «Литературный блогер». Несмотря на то что большинство национальных премий начинает обращать своё внимание на ярких лидеров мнений, их участие заключается чаще всего в судействе по номинации «Выбор книжных блогеров» или рецензировании финалистов на официальных сайтах. Награждать же самих трансляторов голоса народа решилась только «Большая книга» в рамках премии «_Литблог».
Но и в этом случае ей не пришлось долго оставаться в одиночестве, ведь в апреле 2023 года на церемонии вручения премии «Гипертекст» мы узнаем имена пяти литературных блогеров – победителей, каждый из которых получит по 200 000 рублей.
Таким образом, нельзя не отметить закономерность появления новой национальной премии имени Александра Чаковского, не имеющей на данный момент аналогов по многообразию и широте номинаций, охватывающих все сферы литературного процесса в России. В заключение хочется пожелать удачи всем соискателям, работы которых отсматривают Сергей Филатов, Сергей Лукьяненко, Анна Ревякина, Дмитрий Воденников, Вадим Левенталь, Игорь Волгин, Сергей Носов, Сергей Чаковский и другие известные писатели. А мы с нетерпением ждём итогов!
Алина Савенко