Алтай
Странные дела происходят в нашем «уезде». Расплодилось на Алтае «ценителей» и «ревнителей» литературы безмерно. Не имея ни малейшего к тому дара, все дружно взялись оценивать «местных» писателей. Которые, кстати, являются членами Союза писателей, то есть профессиональными писателями. «Ценители» высокохудожественного слова в Демидовском фонде в течение ряда лет пытаются не лягнуть, так куснуть, не куснуть, так плюнуть в лицо презираемым авторам. Писатели голову сломали над неразгаданным пока «ребусом» – за что?
В Общественной Алтайской краевой писательской организации состоят на учёте 35 человек, средний возраст которых – 55 лет. Среди тех, кто продуктивно работает, – Иван Кудинов, Василий Нечунаев, Владимир Казаков, Галина Колесникова, Валерий Котеленец, Сергей Филатов, Валерий Тихонов, Сергей Клюшников, Иван Мордовин. На смену им приходит молодая поросль, об этом свидетельствуют результаты краевых литературных семинаров, проводимых каждые два года.
При Алтайской краевой писательской организации в Барнауле работают литературное объединение «Спектр», студия «Обские волны», клуб «Беловодье». Существуют литературные объединения в городах Бийске, Рубцовске, Славгороде, Новоалтайске… Молодые поэты и прозаики, занимающиеся в них, регулярно печатаются в местной периодике и издают на спонсорские средства книги, рецензируемые известными в крае писателями.
В 2007 году мы провели первый городской конкурс сочинений по произведениям Е.Г. Гущина, и впервые нам удалось провести краевой литературный конкурс среди учащихся общеобразовательных школ по творчеству В.М. Шукшина, посвящённый 70-летию образования Алтайского края. По итогам конкурса Анастасия Нешпор (Бийск) и Игорь Мухортов (Новоалтайск) представляли Алтайский край на Всесибирском литературном фестивале «Устами детей говорит мир», где А. Нешпор заняла второе место в номинации «Проза».
Ежегодно в крае писатели проводят более 200 встреч с читателями в традиционные праздники: День знаний, День славянской письменности и культуры, Месячник пожилого человека, Музейную ночь, Неделю детской книги… Помимо этого многие из нас работают с читательскими аудиториями персонально.
В 2008 году совместно с Федеральным агентством по образованию, Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет», центром «Детское чтение» было издано учебное пособие для школьников «Литература родного края».
Впервые за постперестроечное время проведён Межрегиональный поэтический фестиваль, открыт официальный сайт Алтайской краевой писательской организации, что даёт нам возможность познакомить с её работой и с нашими авторами тех читателей, которые предпочитают электронные тексты. Запущен «Литературный трамвай», краевые чтения расширили свою географию, литературные десанты побывали в 47 районах края по губернаторской программе и многое, многое другое.
И теперь нам навязывают создание на базе мощной Общественной Алтайской краевой писательской организации автономное некоммерческое учреждение «Дом литераторов», чтобы тем самым лишить писательскую организацию финансовой поддержки со стороны краевой администрации и пустить старейшее писательское сообщество по морям, по волнам…
Печальный опыт создания автономных некоммерческих учреждений был в Красноярском крае, где две общественные организации, не выдержав «прелестей» рынка, через год прекратили своё существование.
А в этом году и Демидовскую премию в области литературы было решено не присуждать, хотя экспертный совет проголосовал за её присуждение. На церемонии член попечительского совета отделения Демидовского фонда в Алтайском крае господин Ю.П. Пургин высокопарно, чуть ли не со слезой на глазах говорил о том, что во времена иные недооценён и гоним на родном Алтае был Василий Макарович Шукшин.
Времена-то изменились, только как?
Сейчас «Ату его, писателя» имеет силу везде и всюду. Ну умерших ещё снисходительно по плечу похлопают…
Несколько раз номинантом на премию Демидовского фонда выдвигался В.Б. Свинцов (получивший впоследствии за те же произведения Всероссийские литературные премии). Было отказано в премии и В. Коржову за книгу «Повествование о городских окраинах». Эта книга стала победителем на книжном фестивале и одной из самых востребованных учащейся молодёжью.
В прошлом году Алтайская краевая писательская организация номинировала на Демидовскую премию книгу Сергея Бузмакова «Нагорные записки». Результат, естественно, отрицательный – «не тот уровень!» А эта книга получила Всероссийскую литературную премию имени Мамина-Сибиряка!
Скажете: «С кем не бывает?» А экспертный совет зачем? Или мало ли чего вы там нарешаете, наши деньги умнее и эрудированнее ваших знаний и званий.
Вот и в этом году… Нас проинформировали: посерьёзнее, мол, отнеситесь. Этот год проходит под знаком Шукшина, под знаком литературы. Ну, думаем, наконец-то и на нашей улице!.. Заявим, думаем, альманах «Состояние пространства» – всё-таки 10 виднейших поэтов, 9 из них являются лауреатами различных литературных премий!
Сергей Филатов, к примеру, лауреат Всероссийской литературной премии «Золотое перо»; Сергей Клюшников вошёл в шорт-лист 10 лучших поэтов (Всероссийская премия имени Бажова); Валерий Тихонов дважды за год публиковался в центральных изданиях («Литературная газета» и альманах «День поэзии»); Иван Мордовин – лауреат Всероссийского конкурса верлибристов и т.д.
Но для наших «ценителей» всероссийское признание – не указ! А давайте-ка литературную премию переименуем в «Прославляющий Алтай» и отдадим её Государственному музею имени Шукшина (на скрепки пригодится!).
Да и в самом деле, чего «мельчить», господа! Предлагаем в следующем году литературную премию присудить Александру Сергеевичу Пушкину. Так, смотришь, годиков 10–20 пройдёт – и перемрут все члены Союза писателей России, проживающие на Алтае в нищете и безвестности. Уходит в небытие старшее поколение писателей, нет с нами уже многих фронтовиков…
Слава богу, что от других номинантов не требуют уровня классиков. Ни Репиных, ни Крамских, ни Смоктуновских, ни того же Демидова среди них как-то не наблюдается. Но в наличии те, кто своим трудом доказывает, что культура на Алтае – жива! И никому её не похоронить!