
Вероника Крашенинникова, исследователь, политолог
Встреча президентов Путина и Трампа, символически проведённая на Аляске, не принесла «исторического прорыва», которого ждали отчаянные оптимисты, но по значимости действительно историческая. Процесс урегулирования конфликта на Украине и нормализации отношений между нашими странами вступил в активную и высокоинтенсивную фазу. Как предупреждал Путин, все разочарования в переговорах происходят из-за избыточных ожиданий. Прекращение войны на Украине – лишь самая острая часть проблем. Устранение же первопричин конфликта требует переоценки роли Украины в планах Запада, пересмотра политики НАТО, как и упомянутой нормализации отношений РФ и США.
Диалог на Аляске, похоже, был непростым. Пресс-конференция длиной в целый час не состоялась, президенты ограничились лишь заявлениями. По вопросам экономики, ради которых прибыли министры обеих стран, ничего конкретного сказано не было. Запланированный обед не состоялся. Про передачу заготовленного Трампом подарка Путину – настольной фигуры белоголового орлана, символа США, – тоже ничего не известно. К слову, выбор странноват: яростный орлан – символ американской агрессивности. Видимо, обо всех достигнутых договорённостях решили пока не сообщать. Этого не позволяют президенту США интересы собственной системы, учёт позиции ЕС и необходимость соблюдать некоторые правила. Подписание договорённостей по Украине без её представителя выглядело бы политически и исторически некорректно, подорвало бы надёжность соглашения. Западные СМИ едва ли не в панике: «великий триумф Путина», «он преодолел изоляцию», получил «самый большой подарок – возвращение в общество мировых лидеров». Вряд ли стоит принимать всё это за показатель успеха: мы ведь знаем, что три с лишним года Москва не в изоляции, общество мировых лидеров не ограничено Западом, а красная дорожка перед самолётом – минимальный атрибут протокола.
Что точно вышло за его рамки, так это аплодисменты Трампа, пока Путин шёл к нему по дорожке, и фрагменты общения после пресс-конференции, где Трамп выглядит позитивно заинтересованным. По неким личным причинам Трамп, похоже, испытывает неподдельное восхищение Путиным. Сразу после встречи на Аляске Трамп заявил Зеленскому и европейским лидерам, что он поддерживает план по прекращению войны на Украине путём передачи ряда территорий России вместо немедленного прекращения огня. Если это так, результат встречи действительно очень значим: президенту Путину удалось развернуть позицию президента Трампа, представив жизненность российского плана. Роль убеждать Киев и европейцев перешла к Трампу.
В понедельник в Вашингтоне «эффект Путина» держался: европейцам не удалось пересадить Трампа в «свою лодку», плывущую в сторону перемирия, а не мира. Но основной темой стали гарантии безопасности Киеву, а обещанный Трампом разговор о «возможном обмене территориями» был оставлен для трёхсторонней встречи, которая планируется на ближайшие недели.
Всё более очевидно: главный результат встречи на Аляске в том, что президент США лично и глубоко вовлёкся в практическое решение сложных задач, сделав их одним из важнейших показателей своего успеха. Что бы им ни двигало, прекращение глубоко трагического для Украины и России, как и всей планеты, конфликта, установление прочного мира и предотвращение возможных будущих войн в Европе и Азии – вот важнейшая задача. Победят те, кто это сделает.