Вкоторый раз смотрю фильм «Поезд идёт на восток» (режиссёр Юлий Райзман) и не перестаю удивляться волшебному виду искусства, которым в совершенстве владели наши кинематографисты. И ведь странно, не всех персонажей я принимаю: кто-то раздражает, что-то коробит. Не люблю сцену в вагоне-ресторане, когда все хором, под аккордеон, поют бодрую песню, которую исполняет сам композитор Хренников; недолюбливаю Зиночку с её резкими выходками и самоуверенностью. Но ведь слов из песни не выкинешь и человека не переделаешь, характеры в фильме живые и запоминающиеся. А какой красивый моряк – Леонид Галлис; какие задорные, азартные девчонки-трактористки, которые, отработав по две смены, ночью пляшут под граммофонные пластинки. А бабушка на вокзале, а дед, который подвозит Зиночку на телеге? Словно старые лица, которые ты давно знаешь. И когда старик говорит: «Молодой я был злой на девок!» – то глаза его горят, и так он поглядывает на Зиночку, что дай ему только волю, он – ух!
Говорят, Сталину фильм не понравился, устав от просмотра, он спросил.
– Какая это станция?
– Демьяновка.
– Вот здесь я и сойду, – сказал Сталин и вышел из зала. А зря, ведь кроме любовной линии там есть очень интересные моменты, можно даже сказать – провидческие. Например, когда Зиночка, вчерашняя студентка сельскохозяйственной академии, рассказывает лётчику Василию, чем она будет заниматься на Дальнем Востоке: «А вы едали такую ягоду – актинидию ананасную?.. Мы ее скоро на всю Сибирь продвинем». Не знаю, видела ли актриса Лидия Драновская актинидию ананасную в жизни, но её героиня знала, о чём говорит. И как бы она была удивлена, узнав, что сегодня эта ягода – родственница киви, которую в своё время вывел Мичурин, – продвинута до самой северной границы. Она проходит через Санкт-Петербург – Вологду – Киров – Пермь – Свердловск – Омск – Красноярск.
То есть по таким случайно обронённым фразам мы узнаём, чем дышали, о чём мечтали наши деды и прадеды.
И в связи с этим интересно, а смогут ли наши внуки и правнуки восстановить сегодняшнее время по тем фильмам, которые мы смотрим? Боюсь, что нет. Искусственность заменила настоящее искусство, исчезла душа, нормальная человеческая судьба. И это очень жаль.