Герой нашей сегодняшней публикации – Владимир Шатов. Анархист, революционер, оставивший след и в российском, и в американском рабочем движении. В нашей стране этот талантливый человек возглавлял самые громкие железнодорожные стройки первых пятилеток.
Он родился в семье бухгалтера и типографского рабочего Владимира Клигермана, а в историю вошёл по партийному псевдониму – как Владимир (или Билл) Шатов.
Первое место его работы – типография. Там Владимир ещё юношей начал работать наборщиком. В 1905 году он окончил киевское коммерческое училище. К тому времени молодой человек уже увлёкся революционными идеями. Только никак не мог выбрать партию по душе: дружил и с социал-демократами, и с анархистами. В 1909 году Шатов встал во главе русской секции международного союза индустриальных рабочих. После нескольких арестов в России он отправился за океан, работал в Чикаго – и там считался рабочим вожаком. Американцы нарекли его Большим Биллом. Его и потом, в России, часто называли этим именем.
После февральской революции 1917 года Шатов сразу стал собираться на родину. И даже помогал в этом непростом деле (как-никак, шла война) другим политическим эмигрантам. В мае 1917 го он прибыл во Владивосток, а в начале лета уже находился в Петрограде. Стал одним из лидеров Союза анархо-синдикалистской пропаганды; как и многие анархисты, поддерживал линию большевиков. Активно участвовал в штурме Зимнего.
Джон Рид, американский журналист, рассказавший о тех событиях в книге «10 дней, которые потрясли мир», вспоминал о встрече с ним: «Вверх по лестнице взбегал Билль Шатов. «Ну, – крикнул он, – мы начали! Керенский послал юнкеров закрыть наши газеты «Солдат» и «Рабочий путь». Он радостно похлопал меня по плечу и побежал дальше».
Вскоре после этих событий ему вверили руководство железной дорогой – главной в России, Николаевской, которая связывает Петроград с Москвой. Вдобавок Шатов контролировал и перевозки по Транссибу, насколько это было возможно в те месяцы. Он вникал в особенности работы на стальных магистралях, порой применял в работе свой американский опыт...
Вообще, биография Шатова переплетена со многими острыми историческими поворотами. Судите сами: с осени 1918 года Владимир участвовал в Гражданской войне, организовывал работу милиции. Помимо этого, он приложил руку к созданию пробольшевистской Дальневосточной республики, в которой был и военным министром, и министром путей сообщения. Затем, не являясь членом партии большевиков, стал управляющим Госбанком. Считалось, что к нему с особым доверием относится Иосиф Сталин, высоко ценивший деловые качества «анархиста». Поэтому никто не удивился, когда в начале 1927 года именно Владимира Шатова назначили руководителем строительства Туркестано-Сибирской железной дороги, призванной соединить Сибирь и Казахстан со Средней Азией.
Это была одна из крупнейших строек первой пятилетки, газеты писали о ней почти ежедневно. Едва получив назначение, Шатов тут же прислал Сталину длинный список книг о железнодорожном строительстве, который был ему необходим. Там были русские, английские, американские монографии и учебники. Он штудировал их несколько месяцев, ведь на кону стояло очень многое: предстояло в непростых условиях построить полторы тысячи километров магистрали. При этом не хватало техники, продовольствия, воды, наконец, квалифицированных специалистов на первых порах можно было по пальцам пересчитать. Его правой рукой на строительстве Турксиба был талантливый инженер Иван Малютин, который считал Шатова хотя и самоучкой, но талантливым руководителем с незаурядными организаторскими способностями. Вдобавок Владимир Сергеевич обладал необыкновенным даром общения с людьми. Он покорял их своей искренностью, жизнелюбием, щедростью и простотой.
Благодаря своим серьёзным полномочиям, твёрдому характеру и исключительной деловитости Шатову удалось исправить ситуацию – он старался мотивировать инженеров и рабочих сравнительно высокими выплатами. Кроме того, он не только ввёл на стройке социалистическое соревнование, но и организовал хозрасчёт, чтобы повысить производительность труда. Имел значение и энтузиазм. Молодых людей, комсомольцев, привлекала «стройка века». На митингах Шатов убедительно говорил о значении Турксиба – сказывался опыт революционера-агитатора. Не случайно экспериментальное движение поездов по Турксибу даже началось в праздничный день – 1 мая 1930 года. А в постоянную эксплуатацию железную дорогу ввели только через несколько месяцев, в первый день нового, 1931 года. На митинге в честь запуска магистрали Владимир Сергеевич ликовал. И слова, которые он произнёс – громкие, патетические, – запомнились многим: «Мы, старики, построили эту дорогу для вас, для молодой, свободной России! Вы, в свою очередь, должны работать для Советской страны! Сделайте её сильной и великой. Не для себя, но для человечества!»
Это был настоящий триумф. За Турксиб, который удалось возвести в сжатые сроки, Шатова наградили орденом Красного Знамени. Вскоре талантливого совслужащего назначают начальником Сибжелдорстроя, затем – руководителем Главжелдорстроя. С 3 января 1932 года до середины лета 1933 го он был заместителем наркома путей сообщения СССР, правда, на кабинетной службе надолго не задержался. Шатова привлекали далёкие командировки, большие новые дела. Владимир Сергеевич стал начальником строительства железной дороги Москва – Донецк. На этом объекте трудились многие турксибовцы.
Увы, с Лазарем Кагановичем, который возглавил наркомат путей сообщения в феврале 1935 года, Шатов не сработался. Да и трудно было человеку со столь пёстрой и авантюрной биографией выжить в период Большого террора, во время ежовщины. На февральско-мартовском пленуме ЦК Каганович заявил, что Турксиб был построен «вредительски». В это время Шатов возглавлял строительство трассы Нельды – Джезказган в Казахстане, в очередной раз выполняя трудное и ответственное задание партии. Он оказался одним из тех, на кого Каганович и его соратники списали все неудачи и упущения в прокладке магистралей.
В декабре 1936 года Шатова арестовали – «за срыв сроков строительства железной дороги». Его обвиняли в шпионаже в пользу Японии, в связях с Троцким – Шатов не признавал участия в «шпионской деятельности». Да, были растраты на строительстве, в неразберихе. Но никакого умысла против советской власти. Руководители такого ранга в случае серьёзного обвинения должны были предстать перед военным трибуналом. Однако следователи видели, что Шатов держится стойко, – и его судьбу решил скорый и, по существу, незаконный приговор «тройки». В октябре 1937 года Владимира Сергеевича Шатова расстреляли. Реабилитировали его в 1955 году (отметим, это случилось до ХХ съезда КПСС). Обвинение талантливого организатора строительства железных дорог было основано на лжи...
Помнить этого незаурядного человека мы будем по восстановленным и заново построенным магистралям нашей необъятной Родины.