Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Общество

«Ангара» несёт нас в новую эру

Полёт тяжёлой отечественной ракеты впечатлил всех

17 апреля 2024
Старт «Ангары-А5В» / Сергей Бобылёв / РИА НОВОСТИ

11 апреля 2024 года с космодрома Восточный после двух отложенных запусков впервые стартовала тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5В». Это событие стало чрезвычайно важным и для космодрома, многократно повысив его статус, и для всей нашей страны и её науки, всего отечественного производства.

Стартовавшая ракета доставила на геостационарную орбиту испытательную полезную нагрузку, позднее вместе с разгонным блоком «Орион» она будет уведена на орбиту хранения. Также на низкую околоземную орбиту доставлен малый спутник «Гагаринец».

Вспомним историю. Первая советская ракета-носитель тяжёлого класса была разработана в 1961–1967 годах по личной инициативе главного конструктора ОКБ-52 В.Н. Челомея и при его поддержке главными специалистами в подразделениях ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ имени М.В. Хруничева), являвшегося тогда филиалом ОКБ-52.

По первоначальному проекту УР-500 представляла собой четыре параллельно соединённые двухступенчатые ракеты УР-200 с третьей ступенью, изготовленной на базе модифицированной второй ступени УР-200. После тщательной проработки варианта выяснилось, что такая конструкция ракеты не позволяет достичь желаемой грузоподъёмности. Проведя углублённую проработку концепции ракеты, ОКБ-23 начало разработку УР-500 по трёхступенчатой схеме с последовательным (тандемным) расположением ступеней. Тем не менее, как и предполагалось на начальном этапе, в качестве верхних ступеней было решено применить модифицированный вариант УР-200.

Ракета УР-200 разрабатывалась в боевом варианте глобальной орбитальной и межконтинентальной баллистической ракеты (дальность 12 000 км) для поражения сверхмощной термоядерной головной частью (мощностью до 150 мегатонн) целей в любой точке планеты, а также и в виде ракеты-носителя тяжёлых спутников.

Главным недостатком челомеевских ракет являлось весьма токсичное топливо – несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и окислитель – окись азота (тетраксид азота – АТ). Хотя прямых катастроф, которые можно связать с этим топливом, было совсем немного, сложное обращение с токсичным топливом, требовавшее специальных костюмов, противогазов, дорогостоящих очищающих средств и специальных технологий очистки, действовало на специалистов раздражающе, а порой вызывало даже гнев некоторых руководителей.

Всего на конец 2021 года ракета-носитель «Протон» на подобном топливе совершила более 426 стартов, из них 379 стартов были успешными, 27 – неудачными, 20 – частично неудачными.

Замена токсичного и стойкого при длительном хранении топлива на кислород-керосин было важнейшей причиной создания новой ракеты. Другой весьма оправданной причиной её появления стала логистика.

Дело в том, что Омское производственное объединение «Полёт» – одно из крупнейших машиностроительных предприятий России, которое специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники, – способно выпускать большинство ракетных модулей нового семейства отечественных ракет-носителей «Ангара» и проводить их полный цикл сборки на своей территории. С точки зрения логистики Омск просто превосходный партнёр для космодрома Восточный. ПО «Полёт» вошло в состав Центра им. Хруничева в 2007 году. Ранее нынешний Центр имени М.В. Хруничева являлся Филиалом № 1 НПО машиностроения, и неудивительно, что среди ведущих конструкторов новой ракеты были и создатели УР-500 Г.Д. Дермичев, В.Д. Комаров и другие, работавшие ещё под руководством В.Н. Челомея.

Преемственность конструкторской мысли очевидна: работа в ЦКБМ (сегодня НПО машиностроения), затем в ЦКБЭМ (так из соображений секретности называлось бывшее ОКБ-1, руководимое когда-то С.П. Королёвым, затем В.П. Глушко) сплотила коллектив, сделала его ещё более творчески смелым и способным решать любые задачи.

Ракета «Ангара-А5В» способна выводить на орбиты, как на низкую околоземную, так и на геостационарную, самые различные грузы. Вот её основные характеристики в сравнении с ракетой «Протон-М»: стартовая масса – 773 т («Протон» – 705 т); грузоподъёмность до 24,5 т (23 т); количество ступеней – 3 (3); длина – 55,4 м (58,2 м); топливо – кислород-керосин (НДМГ и АТ); тяга на уровне Земли – 980 т (1000 т).

Ракета собирается из универсальных модулей, что позволяет готовить ракеты с заданной, практически неограниченной грузоподъёмностью. Будем надеяться, что названная схема станет оптимальной и позволит решать самые смелые космические задачи. Впервые модульный принцип в тяжёлом ракетостроении заложил генеральный конструктор и генеральный директор ОКБ-52 – ЦКБМ – НПО машиностроения академик В.Н. Челомей: ракета УР-200 замышлялась им как вторая ступень ракеты «Протон», а более лёгкие ракеты УР-100 – как её первая ступень.

В конструкции «Ангары-А5В» пять универсальных ракетных модулей (УРМ-1). Они оснащаются двигателями РД-191. Четырьмя двигателями оснащается первая ступень, одним двигателем – вторая. Двигатель РД-191 создан на основе двигателя РД-170, разработанного ещё под руководством выдающегося конструктора ракетных двигателей, ближайшего соратника (а позднее конкурента С.П. Королёва) В.П. Глушко.

Работая над этой статьёй, я задал вопрос выдающемуся российскому ракетостроителю, почётному генеральному конструктору и почётному генеральному директору НПО машиностроения Г.А. Ефремову: «Герберт Александрович, какой этап проектирования ракеты, какой её узел самый сложный?» «Самое сложное – уговорить генерального конструктора принять предложенную схему», – без раздумий ответил он.

Его ответ тем более ценен, что эти слова сказал человек, не раз бывавший по обе стороны баррикад: сначала как разработчик, позднее как генеральный конструктор.

Отвечая на критику программы «Ангара» по поводу стоимости ракеты, генеральный конструктор программы А.А. Медведев совершенно обоснованно отмечает:

– Первые экземпляры того же «Протона» были намного дороже, чем сегодняшняя его стоимость. Известна закономерность, которая касается не только ракет, но и любой сложной техники: первое изделие всегда более трудоёмкое и дорогое. Причём в разы. Стоимость уменьшается в зависимости от номера изделия. Скажем, для «Протона» цена снизилась примерно в два раза где-то к пятидесятому изделию и пуску. Для некоторых элементов в 3–4 раза. Поскольку в «Ангаре» повторяются одинаковые модули, она станет дешевле гораздо быстрее. Примерно к десятому пуску.

Есть все основания поддержать оптимистов космической отрасли в связи с будущим «Ангары»: впереди долгий путь – низкая околоземная орбита, геопереходная орбита, геостационарная орбита, Луна, а далее – к далёким звёздам. Первые три этапа уже пройдены, причём пройдены успешно, по восходящей. В пуске от 11 апреля 2024 года «Ангара-А5В» вывела полезный груз уже на геостационарную орбиту с удалением от Земли в 35 786 км. Дорогу осилит идущий!

Тэги: Технологии
Обсудить в группе Telegram

Николай Бодрихин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Идёт битва за историю

    11.07.2023
  • Школа умного города

    04.11.2020
  • 5G: вымыслы и правда

    15.07.2020
  • Преодолевая турбулентность

    08.04.2020
  • Китай действует на опережение

    15.03.2017
  • Преодолевая турбулентность

    32 голосов
  • 5G: вымыслы и правда

    28 голосов
  • Китай действует на опережение

    26 голосов
  • Мифы из воздуха

    16 голосов
  • Преодоления

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS