Последние пять лет тема Украины стала в наших СМИ магистральной. За эти годы выработался тон, которым принято обсуждать украинские реалии. Стало традицией высказываться о прошлом, настоящем и будущем Украины со скепсисом. Большинство экспертов, политиков и журналистов насмешливо, а порой и глумливо прогнозируют крах украинской власти и государственности.
Конечно, в рамках информационной войны окарикатуривание противника весьма распространённый пропагандистский приём. Однако на длинной дистанции он перестаёт работать. За пять лет у нынешней украинской власти накопилось немало побед, игнорировать которые российское общество уже не в состоянии.
В сравнении с 2014 годом гораздо убедительнее выглядит армия – из абсолютно деморализованной она превратилась в достаточно боеспособную. Украинские спецслужбы наглядно демонстрируют успехи диверсиями на территории ДНР/ЛНР, устраняя знаковых полевых командиров и политических лидеров.
Можно сколько угодно посмеиваться над мятым костюмом украинского министра иностранных дел, издеваться по поводу скромного хронометража встречи Порошенко и Трампа, но это не может обесценить очевидные внешнеполитические успехи Украины. Чем яростнее «глумёж» российских экспертов относительно безвизового режима с Евросоюзом (им, дескать, может воспользоваться меньшинство, и права на работу он не даёт), тем явственнее ощущение бессилия российской стороны. Факт в том, что мы не смогли добиться подобных условий, не сумели противостоять движению Украины в Европу. Кстати, если бы российская пропагандистская машина не предрекала плану провал, украинская дипломатическая победа с «безвизом» не выглядела столь ярко.
Очередной и очень впечатляющей победой команды Порошенко станет автокефалия, которая будет предоставлена Константинопольским патриархом украинским раскольникам. Долгое время в российских СМИ такая перспектива представлялась невероятной. Теперь это вопрос практически решённый.
Ресурса украинской власти хватило на то, чтобы патриарх Варфоломей в нарушение всех церковных законов отправил на каноническую территорию Русской православной церкви двух экзархов с американскими паспортами. Таким образом, анонсирован раскол мирового православия, конфликты вокруг церковной собственности на Украине, по сути, – религиозная война, направленная против паствы, ориентированной на Московский патриархат.
Итак, получено ещё одно подтверждение возможностей нынешней украинской власти. Аргумент, что эти достижения нужно ставить в заслугу «американским кураторам», не принимается. Когда в полемическом задоре властную элиту Украины лишают субъектности – это представляется пропагандистским приёмом. Украинская элита формировалась начиная с конца 80-х, она вооружена прочной идеологией, энтузиазмом и способностью к последовательной системной деятельности.
России противостоит мощная сила, и наше общество должно чётко это осознавать.
Вадим Попов