Прошли, что называется, с предсказуемым итогом. Молодой и без всяких комплексов «Слуга народа», связанный с именем нового президента, получает уверенное большинство в парламенте. Не важно, что на участки явилась хоть и половина избирателей, но числом лишь порядка 12,5 миллиона человек – меньше, чем когда-либо. В списках при этом 30 миллионов избирателей. Более 6 миллионов вообще были лишены шанса отдать за кого-либо голос. Но уж что есть… Слышны различные оценки результатов волеизъявления, говорят даже о появлении «здравого задела». Не во всём совпадают и прогнозы. Но что-то всё-таки прорисовывается. «ЛГ» представляет мнения ряда политиков и экспертов.
Игорь Борисов, председатель Совета Российского общественного института избирательного права:
– Эти выборы можно назвать самыми закрытыми перед международным сообществом за всю историю современной Украины. Речь и о недопуске наблюдателей от ПАСЕ, чего никогда не было, и о блокировании объективной информации с участков, и о том, что больше всего наблюдателей было из США, Канады, ОБСЕ – структуры тоже зависимой. Можно сделать вывод: гражданское общество Украины переведено, по сути, на военный режим: или ты целиком за Украину, тогда ты друг, или ты хоть отчасти за Россию – значит, враг. Нельзя говорить, что выборы прошли открыто, на основе общепринятых международных норм и правил.
Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики:
– Зеленский добился поставленной цели. Как похоже и на то, что на Украине произошло или происходит обнуление элит – впервые за все последние годы. Это касается и ультранационалистического крыла, и тех, кто так или иначе был связан с «Партией регионов», другими политическими силами. Такие персоны, как Литвин, Пашинский, Б. Колесников, Конопляник и ещё многие не прошли в новый состав Рады. Но это вовсе не повод утверждать, что новобранцы придадут более высокое качество работе парламента. Думаю, не ранее октября станет ясно, каков он, президент Зеленский, и те, кто будет рядом. При этом выборы показали, что уровень экспертизы происходящего там у нас, в России, явно упал. Видимо, потому, что немногим удаётся туда попасть и увидеть своими глазами. Что касается Минских соглашений, то теперь к ним можно относиться скептически. Похоже, Донбасс уже не готов к реинтеграции с Украиной.
Сергей Пантелеев, директор Института русского зарубежья:
– Главный итог выборов – закрепление и легализация режима, который установился в 2014 году – лишь с избавлением от некоторых элементов одиозности. Укрепится внешнее управление страной, все основные решения в решающих сферах будут приниматься вне Украины. Всевластие олигархата усилится, с ним тоже, кстати, будут разбираться и извне. Русофобия сохранится как системное качество режима, но тоже без былой одиозности. Закрепится виртуальность, фейковость в политической сфере. Символические фигуры Зеленского и Вакарчука отражают суть режима: управление со стороны (не случайно временный поверенный от США уже в день выборов встречался с певцом) и дальнейшее ограбление страны своими олигархами, которым также не избежать конфликтов. Партия Медведчука–Бойко «За жизнь!» – тоже нечто виртуальное: мол, в Раде у нас есть и такие. Позитивных подвижек кардинального характера вряд ли стоит ожидать. Заблуждение полагать, что партия войны проиграла.
Андрей Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам:
– Примечательно, что на Западе сразу успели сказать: всё хорошо, итоги правильные. В этом нет неожиданности. Важнее суть. На мой взгляд, новая генерация политиков, скорее всего, не является генерацией людей самостоятельных. Им не хватает профессионализма, опыта, велика вероятность, что за поставленными на тот или иной пост персонами кто-то будет стоять, рулить. Но это уже было в истории Украины.
Всё же не исключаю, что у нас, как у парламентариев, появится возможность для контактов, обсуждения важных вопросов – этого давно не было. Не надо забывать и о том, что такая Украина, как при Порошенко, уже многих раздражает. И не только в Европе. У нас было год назад трёхчасовое общение с конгрессменами из США, и тогда слово «Украина» не было упомянуто ни разу.
Если новая власть повернётся к России, пойдёт на диалог, начнёт выполнять обещания, это может быть воспринято самими украинцами с одобрением. Русофобия уже не кормит в политическом смысле и не принесёт электоральной поддержки.
Александр Семченко,
украинский политолог, доктор политических наук:
– У людей в нашей стране отобрали право избирать и быть избранными. По сути, есть имущественный ценз, например, мало кто может найти деньги, чтобы зарегистрироваться как мажоритарщик. Ведь при Порошенко ВВП страны упал почти вдвое, люди бедны. Есть дискриминация и по политической линии – например, Компартию просто отстранили от выборов, что поддержал и Конституционный суд.
Говорят, русофобы-де набрали всего 20 процентов. Мол, националистическая волна спала. Это как считать. В партии Зеленского, якобы толерантной, есть люди, которые открыто говорят: Россия – враг, Путина – повесить. Не обольщался бы и такими персонами, как Медведчук или Фирташ, – на олигархов опираться бессмысленно.
В проекте «Анти-Россия» сменился зиц-председатель: вместо Петра Владимир. Кроме личной неприязни их ничто не разделяет.
Уже видно: Зеленский намерен реализовывать намеченное им или кем-то диктуемое. В частности, это продажа земли, её уже и так поделили и увозят за рубеж. Продолжится передача предприятий в частные руки – своим. Намечено поменять Трудовой кодекс – людей можно будет увольнять без помех. В ущерб людям будут и грядущие изменения в Кодексе жилищном.
Позитивных изменений пока не вижу, наверное, их не будет. Заменят Луценко другим – и что?.. Зеленский, как говорили в былые времена, – верный продолжатель дела Порошенко.
Олег Царёв, народный депутат Украины
4–7-го созывов:
– Сейчас всплывёт и кадровая интрига. Например, «отдаст» ли Зеленский силовиков Коломойскому? Думаю, если отдаст, то проиграет. Скорее станет «отдавать» бизнес-направления (нефть, газ). Возникнет и проблема Авакова, всесильного и богатого. За ним контрабанда, игорный бизнес, связи с радикалами. Воевать с такими людьми опасно. Медведчук и Тимошенко тоже опасные соперники, если им ничего не дать. Да и Порошенко волевой боец – если бы таким хоть отчасти был Янукович!..
Что касается экономики, я не считаю, что всё так уж плохо – сейчас даже идёт рост. Полагаю, Украина будет и дальше уходить от России, но, чтобы это делать, надо приблизиться к ней. В частности, в отношении русского языка. При этом я вижу, например, что Коломойский многое делает, чтобы понравиться России. Вообще многие заинтересованы, и не только на Украине, чтобы были выполнены Минские соглашения. Если ситуацию в целом удастся стабилизировать, можно продолжать и дальше… отрывать Украину от России. Кстати, уверен, что Зеленский продавит продажу земли, и Украина будет продана на корню.
Ростислав Ищенко, политолог:
– Уже ясно, что Порошенко, можно сказать, свою проблему решил. Теперь его будет сложно преследовать, особенно в экономическом плане. Но это вряд ли устроит Коломойского, так что, согласен, интрига на «кадровом» направлении есть. Будут и скандалы.
Я был удивлён, что много людей Зеленский провёл по мажоритарке – значит, за поддержку надо будет что-то отдавать. И это тоже почва для конфликтов. Есть она и во взаимоотношениях с олигархами. И вряд ли Ахметов с Коломойским будут грабить нежнее, чем Порошенко с Ахметовым. А ведь тех, кто голосовал за Зеленского, больше интересует даже не мир в Донбассе, а улучшение условий жизни.
Олигархических семей на Украине больше, чем может прокормить украинский ландшафт. Весь комплекс конфликтов и ужасающих проблем, которые Украина наработала за 30 лет, разрешить и разрулить будет очень сложно.
Что касается русского языка, то, уверен, за исполнением недавно принятого закона о языках в СМИ, в культуре, в школе будут следить очень пристально. Масса его лоббистов не допустит отката.
Олег Морозов, член Комитета Совета Федерации по международным делам:
– Украину ждут трудные времена. Прошло голосование отрицания без понимания, что будет дальше и какой курс станут проводить новые власти. Перед Зеленским и новым парламентом стоят две основные задачи: прекратить гражданскую войну в Донбассе и улучшить жизнь людей. Сможет ли Зеленский использовать исторический шанс или всё в очередной раз станет на Украине тотальным провалом? Перспективы, на мой взгляд, плачевны.
Если пессимистический сценарий реализуется, то о каких Минских соглашениях, о добрососедстве можно говорить? Если нынешние тенденции будут развиты, то как тогда сохранить украинскую государственность? И о какой Украине мы тогда говорим? Что от неё останется к 2025 году?