Александр Сергеевич Бочарников, а именно с ним сегодня разговор, – человек редкого терпения и спокойствия. Абсолютный антистресс. Обратил на него внимание, когда он начинал свою работу у Владимира Поликарповича Гусева, народного артиста, профессора, главного дирижёра и художественного руководителя Новосибирского академического оркестра русских народных инструментов. Потом увидел его работающим в театре «Глобус», затем продолжительное время он служил в Московском театре сатиры заместителем директора.
Отличительная его черта – безупречная выдержка. Требовали показательных движений, резкой реформы изрядно потяжелевшей организации, а он молча слушал всех, продолжая пошагово делать то, что считал возможным. Новосибирской филармонии чрезвычайно повезло: Александр Сергеевич был назначен директором накануне начавшегося локдауна. За десятилетия филармония хорошо наладила системную абонементную работу. Значительная часть абонементов уже была выкуплена. Филармония, получив вперёд деньги не менее чем за полсотни концертов, не могла их проводить по причине ограничений, связанных с эпидемией. Казалось бы, катастрофа, но Бочарников с ней справился.
Так что назначение Александра Сергеевича директором Театра Гоголя в 2022 году не вызвало у меня удивления. Далеко не каждый готов был принять руководство непростым театром.
– Александр Сергеевич, ваше назначение в Театр имени Н.В. Гоголя для многих было неожиданным.
– Само предложение было для меня неожиданным. Для себя я решил: если предлагают, значит, нужно пробовать. Да, это определённый вызов, потому что учреждение, в котором я сейчас работаю, непростое по многим причинам. И, конечно, тогда ни я, ни новый художественный руководитель театра Антон Юрьевич Яковлев не понимали до конца, как это будет, во что всё выльется.
– Вы пришли в бывший «Гоголь-центр» и оказались в ситуации, когда из репертуара ушла половина спектаклей…
– На самом деле тогда мы, к сожалению, остались вообще без спектаклей большой сцены. А на Малой сцене остался только один спектакль. Из театра ушла половина труппы по разного рода причинам. Антон Юрьевич отсмотрел более шестисот молодых актёров, из которых взял в труппу 28 человек. Пришлось набирать и новых сотрудников.
– Вам хорошо спалось по ночам?
– Спалось хорошо, сплю я крепко. Но есть ответственность перед учредителями – Департаментом культуры города Москвы. Какое уж тут спокойствие. Конечно, руководство департамента понимает, что наш случай не совсем обычный. Мы очень благодарны за понимание и поддержку.
– Как удалось быстро сформировать основной костяк труппы?
– С конца августа 2022 года начался просмотр артистов. 10 октября состоялся сбор труппы и открытие сезона. К этому времени была уже сформирована новая труппа, наполовину состоящая из молодых артистов. Дальше начались репетиции двух спектаклей на Малой сцене, поскольку основная была закрыта на ремонт. Сама конструкция зрительного зала «Гоголь-центра» не предполагала театральных кресел. На разных спектаклях сцена и зрительный зал выстраивались по-особому, это был такой зал-трансформер. Мы же вернулись к более классическому пониманию театра в представлении публики. Пока изготавливали новые кресла и делали ремонт, основная сцена не работала. Поэтому мы начали репетировать на Малой сцене: ввод новых артистов в спектакль «Девять» – постановка Сергея Виноградова по фильму Михаила Ромма «Девять дней одного года», она и сейчас идёт, очень хороший спектакль, на мой взгляд. Ещё мы взяли на Малую сцену спектакль, который искал себе площадку, – «Мещане. Попытка прочтения» по Горькому в постановке Сергея Голомазова. После этого мы пошагово стали наращивать новый репертуар.
– А какой был первый большой спектакль?
– На основной сцене им стала постановка «Гроза. Искушение» по Островскому, режиссёр Антон Яковлев.
– А ваш блокбастер «Портрет Дориана Грея»?
– С ним произошла очень интересная история. Он вышел на Малой сцене. Но по замыслу художника было заметно, что у него есть потенциал спектакля большой формы – на Малой сцене постановке было тесновато. Хорошо раскупались билеты: он, как говорят в театральном мире, пошёл. И в следующем сезоне мы приняли решение перенести его на основную сцену, где он и идёт сейчас с большим успехом. В спектакле много хореографии, видеопроекции...
– Сколько сейчас спектаклей?
– На основной сцене у нас пять спектаклей, на Малой – семь. Есть и музыкально-поэтические программы, инициированные художественным руководителем. Мы показываем их на Малой сцене с определённой периодичностью. Есть ещё спектакль-«бродилка» «Дорожные истории», посвящённый истории Театра Гоголя. Этот спектакль играется по всему зданию, зритель перемещается из одного помещения в другое.
– Вам было, наверное, всё-таки легко от того, что часть труппы, которая была не согласна с реорганизацией театра, ушла? Оставшиеся с готовностью приняли программу?
– В основном ушло молодое поколение артистов, а среднее и старшее поколение остались. Многие играют в спектаклях уже нынешнего репертуара, кто-то больше, кто-то меньше, но играют.
– Есть незанятые актёры, не имеющие работы?
–У нас не так много спектаклей в репертуаре, поэтому такие актёры, конечно, есть.
– Не бунтуют?
– Позиция художественного руководителя состоит в том, чтобы занять всех по максимуму. Роли предлагаются всем. Если человек отказывается, это другой вопрос.
– А приглашённых звёзд много?
– У нас есть приглашённые артисты: в спектакле «Дядюшкин сон» по Достоевскому в постановке Александра Марина главные роли играют народные артисты России Алёна Яковлева и Александр Семчев, которому, на мой взгляд, тоже наш театр приглянулся, хотя он штатный артист МХТ Чехова и занят в других театральных проектах. У нас он участвует также и в «Игроках» Гоголя. Мы активно сотрудничаем с Юрием Башметом: в прошлом сезоне на основной сцене вышел спектакль «Соборяне» по роману Лескова в постановке Полины Агуреевой, где она сама сыграла одну из главных ролей. В спектакле принимает участие камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета.
– А прежний зритель остался? Который фанател от «Гоголь-центра»?
– Мы смотрим по статистике, по базе: зрители из того времени приходят, но, конечно, публика наша изменилась.
– Вы хотите вернуться к прежнему театру, обновлённому, но к тому самому театру, которому исполняется сто лет?
– По тем названиям, которые идут у нас в театре, уже заметна творческая линия, направление, которое исповедует наш художественный руководитель Антон Яковлев, – произведения русской и зарубежной классики. И поэтому вектор, в котором движется театр, обозначен и понятен для нашего нового зрителя.
– Наездов от публики не было, что сейчас угробите то, что строили десятилетие?
– Подобные нападки были в самом начале, даже когда мы ещё не выпустили новые спектакли. Говорили, что пришли варвары, всё разрушили.
– Вам не было обидно?
– Будем честны, ничего мы особо не рушили. Произошла смена руководства, смена творческого понимания театра, его творческих задач. Согласен, это переломный момент. Знаете, я горячий противник любых революционных методов. Новую команду необходимо прежде всего формировать из людей того коллектива, в котором ты сейчас служишь. Бывает, ты не сработался с человеком в силу разных обстоятельств, тогда человек уходит, но я стараюсь работать внутри учреждения с теми, кто есть. Да, бывают какие-то цели и задачи, под которые специально подбираются люди. Но надо стараться формировать команду из тех, кто есть рядом.
– Новый – сотый сезон. А что в планах?
– Мы открываемся 12 сентября спектаклем-концертом. 24 апреля 2025 года театру исполнится сто лет. У нас есть официальный документ, подтверждающий точную дату основания тетра: 24 апреля 1925 года. И именно в этот день мы хотим сыграть юбилейный вечер на основной сцене. У театра сложная судьба. Сначала он был передвижным театром транспорта при профсоюзе железнодорожников, работал по всей стране, потом стал называться Центральным театром транспорта. И только в 1959 году стал Театром имени Гоголя. Кстати, в ушедшем сезоне мы сделали очень интересный проект к 215 летию Николая Васильевича Гоголя: совместную режиссёрскую лабораторию с ГИТИСом по «Петербургским повестям». В лаборатории участвовали выпускники и студенты ГИТИСа. Нас поддержала компания МТС Live, и в результате получилось два спектакля-победителя. В конце сезона мы успели выпустить на Малой сцене «Шинель» в постановке Арины Бессергеневой, а в ноябре должны выйти «Записки сумасшедшего». В сентябре на Малой сцене премьера спектакля «Разбойники» – это современное прочтение пьесы Шиллера в постановке молодого режиссёра Марка Вдовина. В конце ноября должен выйти «Старший сын» по Вампилову в постановке Кирилла Пирогова. 22 декабря, в день своего 55 летия, наш худрук Антон Яковлев представит премьеру «Преступление и наказание» Достоевского.
Беседу вёл Александр Савин