Анна Долгарева. Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники. – М.: АСТ, КПД, 2024. – 352 с. – 4000 экз. – (Русская Реконкиста).
15 декабря Национальная литературная премия «Слово» объявила лауреатов. Свои «плюшки» получили и знаменитые, и менее популярные авторы. Они некий золотой фонд современной патриотической литературы: писатели, которые честно пишут о России, сегодняшних событиях, не пытаются выехать на ура-патриотизме. Тексты их порой несовершенны, местами с ляпами, но за то их не нужно сильно ругать, напротив: указав на ошибки, необходимо подбодрить этих младо-старо-озорных авторов, дать им поддержку. С этим, как мне кажется, премия справилась.
С другой стороны, лауреатство в премии «Слово» ещё не признание. Для некоторых победителей решение жюри – скорее аванс и даже нежный, но вполне ощутимый пендель, который должен отбросить иного автора от фуршетного стола к писательскому. Повеселились, порадовались, ну а теперь – пахать.
С этими словами в первую очередь обращаюсь к поэту, военкору Анне Долгаревой – победителю номинации «Молодой автор. Проза».
Я был несколько удивлён этому триумфу. Сперва мне даже показалось, что рукопись военных очерков «Фронтовые заметки» («Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники») не тянет на первую премию: Долгарева всё же не прозаик, а скорее хороший журналист, который, как и многие другие такие же журналисты, без купюр рассказывает о войне в Донбассе. Вся книга – череда репортажей, окопных историй – от ситуации вокруг Дебальцево и до СВО. Тут ничего нового. Иногда Анна довольно убедительно показывает ярких персонажей, силу русского духа, нестандартные ситуации. Тут тоже нет оригинальности. Сверх того – честно делится личной трагедией в основной линии первой части: гибель мужа на войне. Но и это не ново. Впрочем, я, такой критикан, прочитав книгу, написал хвалебную рецензию в один из «толстяков», решил для себя, что при всех минусах «Я здесь не женщина…» – нужная книга, и прежде всего не для нас, современников, а для будущих поколений. Этакая капсула времени, послание потомкам, которые, прочитав заметки Долгаревой, узнают правду о Русском мире, о конфликте в Донбассе. Но… Ну всё равно все эти истории будто бы не тянут на первое место в столь серьёзной премии. Или я чего-то не понимаю?
Вновь открыл свои записи по книге, а следом и положение премии «Слово». Она, как пишут организаторы, «учреждена с целью поиска и поощрения авторов литературных произведений, обладающих высоким художественным уровнем, отвечающих на вызовы времени, утверждающих высокие смыслы и традиционные духовно-нравственные ценности отечественной литературы и общественной жизни».
Пожалуй, «высокого художественного уровня» мне и не хватило. Конкретно – в первой части книги. Репортажные лоскуты подчас не вписываются в основную линию, перебивают её, снижают её значимость. Часть очерков словно не проработана (к примеру, повествование обрывается на «самом интересном» – нет концовок, и это не всегда оправданно). Заявка на ряд ярких персонажей остаётся на уровне заявки, автору не удаётся «докрутить» типажи, главенствуют по сюжетам однотипные характеры (но, конечно, есть и исключения: например, главы «Тарпан», «Дядя Вова»). Сюда же – скудость языка первой части.
Быть может, я придираюсь. Требую от автора условно правильных конструкций, своего стиля, нечто такого, что отличало бы книгу Анны Долгаревой от прочих таких же о Донбассе. Конечно, на всё воля автора, редактора и издателя, но проработай они хорошо первую часть – не было бы вопросов и по победе в «Молодом авторе». Потому что возьми любой текст из шорт-листа номинации – увидишь примерно те же «косяки». Не за тему же Донбасса премируют, а за всё вышеуказанное в положении (с чем все финалисты в общем-то справились).
Получается, аванс на будущее?
И всё-таки, по-моему, премию Долгарева получила за вторую часть книги. Здесь удалось на пять баллов передать события специальной военной операции. Страшные картины освобождённого Мариуполя, невероятные свидетельства очевидцев, зверства украинских нацбатов. А главное – стойкие русские люди. Вокруг смерть, а они не отступают, верят в победу, помогают друг другу. И показано всё не лоскутами, а целостно, и язык куда ярче репортажного. Журналистские заметки уходят на второй план, читается всё как повесть или роман, чувствуется то самое авторское «своё». Добротная такая проза, за которую не стыдно и миллион рублей дать, а потом и дальше поощрять писателя. Если, конечно, будет пахать: после всего – самое время думать о втором большом прозаическом тексте...
Александр Демченко