Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 января 2025 г.
  4. № 1-2 (6966) (15.01.2025)
Литература Библиосфера Литературный резерв

Аванс на будущее?

17 января 2025

Анна Долгарева. Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники. – М.: АСТ, КПД, 2024. – 352 с. – 4000 экз. – (Русская Реконкиста).

15 декабря Национальная литературная премия «Слово» объявила лауреатов. Свои «плюшки» получили и знаменитые, и менее популярные авторы. Они некий золотой фонд современной патриотической литературы: пи­сатели, которые честно пишут о России, сегодняшних событиях, не пытаются выехать на ура-патриотизме. Тексты их порой несовершенны, местами с ляпами, но за то их не нужно сильно ругать, напротив: указав на ошибки, необходимо подбодрить этих младо-старо-озорных авторов, дать им поддержку. С этим, как мне кажется, премия справилась.

С другой стороны, лауреатство в премии «Слово» ещё не признание. Для некоторых победителей решение жюри – скорее аванс и даже нежный, но вполне ощутимый пендель, который должен отбросить иного автора от фуршетного стола к писательскому. Повеселились, порадовались, ну а теперь – пахать.

С этими словами в первую очередь обращаюсь к поэту, военкору Анне Долгаревой – победителю номинации «Молодой автор. Проза».

Я был несколько удивлён этому триумфу. Сперва мне даже показалось, что рукопись военных очерков «Фронтовые заметки» («Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники») не тянет на первую премию: Долгарева всё же не прозаик, а скорее хороший журналист, который, как и многие другие такие же журналисты, без купюр рассказывает о войне в Донбассе. Вся книга – череда репортажей, окопных историй – от ситуации вокруг Дебальцево и до СВО. Тут ничего нового. Иногда Анна довольно убедительно показывает ярких персонажей, силу русского духа, нестандартные ситуации. Тут тоже нет оригинальности. Сверх того – честно делится личной трагедией в основной линии первой части: гибель мужа на войне. Но и это не ново. Впрочем, я, такой критикан, прочитав книгу, написал хвалебную рецензию в один из «толстяков», решил для себя, что при всех минусах «Я здесь не женщина…» – нужная книга, и прежде всего не для нас, современников, а для будущих поколений. Этакая капсула времени, послание потомкам, которые, прочитав заметки Долгаревой, узнают правду о Русском мире, о конфликте в Донбассе. Но… Ну всё равно все эти истории будто бы не тянут на первое место в столь серьёзной премии. Или я чего-то не понимаю?

Вновь открыл свои записи по книге, а следом и положение премии «Слово». Она, как пишут организаторы, «учреждена с целью поиска и поощрения авторов литературных произведений, обладающих высоким художественным уровнем, отвечающих на вызовы времени, утверждающих высокие смыслы и традиционные духовно-нравственные ценности отечественной литературы и общественной жизни».

Пожалуй, «высокого художественного уровня» мне и не хватило. Конкретно – в первой части книги. Репортажные лоскуты подчас не вписываются в основную линию, перебивают её, снижают её значимость. Часть очерков словно не проработана (к примеру, повествование обрывается на «самом интересном» – нет концовок, и это не всегда оправданно). Заявка на ряд ярких персонажей остаётся на уровне заявки, автору не удаётся «докрутить» типажи, главенствуют по сюжетам однотипные характеры (но, конечно, есть и исключения: например, главы «Тарпан», «Дядя Вова»). Сюда же – скудость языка первой части.

Быть может, я придираюсь. Требую от автора условно правильных конструкций, своего стиля, нечто такого, что отличало бы книгу Анны Долгаревой от прочих таких же о Донбассе. Конечно, на всё воля автора, редактора и издателя, но проработай они хорошо первую часть – не было бы вопросов и по победе в «Молодом авторе». Потому что возьми любой текст из шорт-листа номинации – увидишь примерно те же «косяки». Не за тему же Донбасса премируют, а за всё вышеуказанное в положении (с чем все финалисты в общем-то справились).

Получается, аванс на будущее?

И всё-таки, по-моему, премию Долгарева получила за вторую часть книги. Здесь удалось на пять баллов передать события специальной военной операции. Страшные картины освобождённого Мариуполя, невероятные свидетельства очевидцев, зверства украинских нацбатов. А главное – стойкие русские люди. Вокруг смерть, а они не отступают, верят в победу, помогают друг другу. И показано всё не лоскутами, а целостно, и язык куда ярче репортажного. Журналистские заметки уходят на второй план, читается всё как повесть или роман, чувствуется то самое авторское «своё». Добротная такая проза, за которую не стыдно и миллион рублей дать, а потом и дальше поощрять писателя. Если, конечно, будет пахать: после всего – самое время думать о втором большом прозаическом тексте...

Александр Демченко

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Закат, приснившийся земле

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Шоу ради шоу?

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS