Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ай да Пушкин!

01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

У меня есть плохая привычка: всякий раз перечитывать произведение, которое я в данный момент «прохожу» со своими учениками. Причём независимо от объёма: что «Муму», что «Тихий Дон».
Вы спросите: «Что же в этом плохого?» Отвечаю: если учитель всякий раз будет перечитывать изучаемое произведение, его, как девятый вал, накроют тетради, дневники, справки, отчёты, то есть ежедневная школьная рутина.
Я же позволяю себе такую роскошь не только по причине убеждённости в необходимости каждый раз перечитывать классический текст, но и потому, что у меня небольшая нагрузка (я потому и не беру большую, что некогда будет читать!).
Так, недавно, готовясь к уроку, перечла «Станционного смотрителя» (читанного, наверное, раз сто). И что вы думаете? По ходу чтения этой маленькой повести меня посетили мысли, никогда ранее не приходившие в голову. (Но никогда ранее я не была и матерью почти взрослого сына.) А вот теперь поди ж ты...
О чём, собственно говоря, этот знакомый каждому со школы пушкинский текст? О том, как богатый ротмистр увёз у бедного смотрителя горячо любимую дочь и как, не перенеся этой потери, «маленький человек» Самсон Вырин умер от горя.
Но так ли это на самом деле?
Если сравнить «Станционного смотрителя» с «Бедной Лизой» (которую, конечно, имел в виду Пушкин, создавая свою повесть), то окажется, что при одинаковом раскладе – в «Бедной Лизе» Лиза, Эраст, мать Лизы, в «Станционном смотрителе» Дуня, Минский, отец Дуни – ни один пушкинский персонаж не рифмуется с карамзинским: Дуню нельзя соотнести с Лизой, потому что одна добивается всего, чего хотела, а другая погибает; Минского – с Эрастом, потому что первый женится по страстной любви на юной красавице, а второй – на богатой старухе. Разве что мать Лизы с Выриным: оба родителя умирают. Но, вдумавшись, нельзя сделать и этого, ибо мать Лизы умирает от того, что её дочь погибла (назовём это крайней степенью несчастья), а Самсон Вырин – от того, что его дочь… счастлива.
Соотнести в этих двух произведениях, как это ни странно, можно лишь Вырина и Лизу: оба погибают, увидев своих любимых рядом с другими в богатстве и благоденствии.
По идее, подумалось мне, повесть Пушкина могла бы называться «Бедный смотритель». В чём же «беда» Самсона Вырина?

Разумеется, не только в том (как меня учили в школе и как не так давно учила я сама), что у него мало денег, а в том, что «смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление» (курсив мой), то есть в том, что смотритель, чьей профессиональной обязанностью является «смотреть», оказался слепым. («Слепой смотритель» – оксюморон не слабее «живого трупа».) Но почему смотритель, увидев свою дочь в богатстве и счастье, вдруг перестаёт «видеть» (кривой Ванька небось и одним глазом разглядел «прекрасную барыню»)? Не потому ли, что не хочет видеть? Он, у которого на стене висят картинки, иллюстрирующие притчу о блудном сыне, находится в плену схемы: с его дочерью непременно будет то же самое. Почему умирает Самсон Вырин?
Потому что он «маленький человек»; но не в смысле чина, а в смысле невозможности вместить в себя другого.
Он видел в дочери лишь «покойницу мать» и надеялся, что она повторит её судьбу: выйдет замуж за какого-нибудь соседа-пивовара и проживёт жизнь рядом с отцом и, главное, так же, как отец: недаром в конце повести рассказчику открывает дверь толстая «жена пивоварова»: такой, не сбеги они с Минским, могла бы стать Дуня.
Очевидно, Дуня потому и не взяла отца в свою новую жизнь (а ведь этот вопрос напрашивается сам собой), что была гораздо прозорливее своего отца-смотрителя и понимала: её счастье, такое другое, его убьёт. Как же всё это про нас, чьи дети, не желая жить так, как жили мы, сбегают от нас в другую жизнь!
Ей-богу, давно не читала ничего более современного! Что же я увидела в «Станционном смотрителе», перечитав его сейчас? Во-первых, необходимо пристальнее всматриваться в собственных детей, не надеясь, что (и не требуя, чтобы) они были «все в нас». А во-вторых, что мы, родители, не должны быть «маленькими людьми», то есть должны вместить в себя выбор, ценности, приоритеты – одним словом, путь наших детей.
Только тогда мы не потеряем их, а они – нас.

«Станционный смотритель» для меня сегодняшней – это притча не о блудной дочери, а о блудном отце, который, перефразируя евангельский стих («был мёртв и ожил»), был жив и умер, не сумев вместить в себя другое счастье.
Впрочем, о счастье ли речь? Ведь и «прекрасная барыня» Дуня, придя на могилу отца, «легла... и лежала долго» (можно представить себе всю горечь её запоздалого раскаяния!).
Счастья, как предупреждал нас автор «Станционного смотрителя», «на свете нет».
А что же есть? Точнее, должно быть?
Очевидно, у нас, «отцов», – «покой», а у них, «детей», – «воля». Это лучшее, что можно придумать.

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS