В нынешнюю приёмную кампанию из-за наплыва олимпиадников на некоторые специальности в статусных вузах не смогли пройти даже набравшие на ЕГЭ максимальное количество баллов. Проблема эта назревала уже давно, и вот в августе Минобрнауки объявило о планах урезать список олимпиад, дающих право их победителям и призёрам поступать без экзаменов, и установить квоту по БВИ (без вступительных испытаний) в 70% от общего числа бюджетных мест по каждому направлению.
Олимпиадное движение школьников задумывалось как система интеллектуальных состязаний для поиска одарённых учеников, которые хотят в будущем развивать отечественную науку и смогут стать интеллектуальной элитой страны. Также с помощью научных олимпиад планировалось прививать детям любовь к исследовательской деятельности. В СССР способных учеников отбирали, продвигали, в том числе в школы для особо одарённых детей. Школьники, решая сложные, нестандартные задачи, готовились к вызовам большой науки. Это есть и сегодня: прекрасный пример – образовательный центр «Сириус» в Краснодарском крае. Но что касается олимпиад, их ценностные приоритеты сместились в не совсем «спортивном» направлении.
С 2012 года были введены льготы для победителей олимпиад школьников, в частности зачисление в вузы без вступительных испытаний или дополнительные баллы к ЕГЭ. Фактически была создана альтернативная единому госэкзамену система поступления в высшие учебные заведения. Российский совет олимпиад школьников ежегодно формирует перечень олимпиад: в прошлом учебном году в нём фигурировало 87 государственных и частных олимпиад, а если считать отдельно каждую дисциплину, то целых 311 с разными правилами участия и поощрения, ещё и вузы сами устанавливают правила приёма победителей олимпиад. Разноголосица в этом вопросе многократно усложняет олимпиадный процесс.
В последние годы к этому добавился финансовый аспект мотивации – победителям выплачиваются крупные денежные призы. Так, например, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге победителю Всероссийской олимпиады школьников платят 500 тысяч рублей, занявшему призовое место – 300 тысяч, участнику заключительного этапа – 100 тысяч рублей. В Татарстане 200 тысяч получает победитель, призёры – 100 тысяч рублей, чуть меньше в Пермском крае, Башкирии и других регионах России.
С одной стороны, понятно, что каждый регион хочет таким образом поддержать талантливых детей и увеличить интерес к образованию. Но если посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, вовлечённого в олимпиадный марафон со средней школы, то всё это выглядит несколько иначе. Олимпиада рассматривается не в русле любви к науке, а как амбициозный «достигаторский» проект с недетской борьбой за денежные призы и вожделенное поступление в вуз вне конкурса. Школы тоже включаются в это состязание: количество участников и победителей влияет на их рейтинг, и эта система вынуждает школьников участвовать в олимпиадах и марафонах на базе цифровых платных образовательных систем частных компаний начиная уже с первого класса, например платформы Учи.ру.
Что касается старшеклассников, здесь ребёнку, родителю и учителю уже совсем не до научной романтики. На районных, городских и региональных этапах можно ещё как-то обойтись своими силами, а дальше ставки повышаются: ребёнка готовят репетиторы, курсы, платные центры. В этой погоне ребёнок вынужден жертвовать своим отдыхом, общением, хобби, а родители – средствами.
В результате исследования последнего года показали, что налицо тенденция снижения мотивации школьников: если среди девятиклассников 87% планировали принимать участие в олимпиадном движении, то среди одиннадцатиклассников уже только 58%. Среди причин дети называют психологическое давление (семьи, школы) – 62%, стресс – 58%, сложность освоения программы – 82%, стоимость подготовки (плата за книги, доступ к курсам, консультациям и пр.) – 33%, неопределённость заданий – 90%, ухудшение социальной жизни – 48%, нечестность конкурентов (списывание или утечка заданий) – 23% и прочее.
Старшеклассники подсказывают: нужны единые понятные правила участия, которые не будут меняться ежегодно, программы именно для одарённых детей и общение внутри программ, поездки, мастер-классы, доступная необходимая литература, лекции и т.д. Но вместо этого был добавлен финансовый мотиватор – деньги за победу. Поддерживает ли такая система олимпиад бескорыстную любовь к научному познанию? Поощряет ли молодого человека к свершению подвигов на благо отечества? Воспитывает лучшие человеческие качества – трудолюбие, порядочность, желание решать важные общественные задачи? Или, напротив, – зацикливает ребёнка на деньгах и «успешном успехе», фокусируя его внимание на далёких от науки и настоящего дела сферах жизни?
Деньги не решают всё – они ничего не решают, решают люди – в соответствии со своими ценностями. От того, какие ценности мы транслируем в их сердца, зависит и их судьба, и наше общее будущее.
Елена Жданова, научный сотрудник Российского института истории искусств, Санкт-Петербург