Мы недавно узнали, что балерина, становясь на коньки, не теряет талант. Проект «Болеро» убеждает нас в том, что бурлеск не вреден классической танцовщице. Участие в шоу «отмороженных» хореографов обещает вернуть ореол невинности даже скандальному стрип-танцу Натальи Осиповой. Вопрос: «Такой балет нам нужен?»
На Первом канале запущен очередной проект из набравшей популярность серии испытаний для звёзд. Эстрадных певцов, только что завершивших эксперименты с классическим вокалом, сменили танцевальные дуэты ведущих балерин ведущих театров и мужчин-фигуристов, хорошо знакомых телезрителям по многочисленным ледовым проектам Первого канала прошлых лет.
Итак, в отработанной схеме «профессионал + звезда» роль звёзд теперь досталась тем, кто привык быть профессионалами. И действительно, за годы «ледовых побоищ» страна узнала и полюбила своих героев больше, чем за их спортивные победы! Теперь их очередь преодолевать себя, и хотя на «твёрдую землю» фигуристы выходили и раньше, то было лишь частью программы. На этот раз – уж балет так балет!
Впрочем, балет ли? На стыке жанров рождается новое… А организаторы обещали творческую свободу и смелые эксперименты…
Что касается профессионалов, вернее профессионалок, то здесь только балерины экстра-класса. Вряд ли найдётся продюсер, которому удастся одновременно собрать столько высококлассных танцовщиц на одной сцене. Так что возможность для широкой публики познакомиться с балетным цветом нации самая что ни на есть привлекательная. Нисколько не умаляя талантов фигуристов – участников проекта, я так настойчиво пропагандирую балерин лишь потому, что их имена, к сожалению, менее раскручены.
Состав жюри соответствует заявленным жанрам: за балет отвечают Владимир Васильев (председатель) и Гедиминас Таранда, а фигуристов представляют Тамара Москвина и Татьяна Навка.
Авторство проекта вновь принадлежит знаменитому фигуристу и вдохновителю всех «Ледниковых периодов» Илье Авербуху, он же возглавил московскую команду, четыре пары, в которых партнёрши – представительницы московских театров. Проще всех выбор партнёра дался ведущей солистке Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталье Сомовой, которая выступает со своим супругом Максимом Марининым. Остальные москвички – представительницы Большого театра – составили пары: Наталья Осипова – Роман Костомаров, Екатерина Крысанова – Максим Шабалин, Кристина Кретова – Алексей Ягудин.
Известный танцовщик и педагог Фарух Рузиматов возглавил команду Санкт-Петербурга, в которую вошли балерины Мариинского театра Евгения Образцова (партнёр Максим Ставиский) и Юлия Махалина в паре с Повиласом Ванагасом, а также две «хозяйки» сцены Михайловского театра, на которой и проходят съёмки проекта, – Ирина Перрен с Петром Чернышовым и Вера Арбузова с Алексеем Тихоновым.
Подобные проекты принято ругать. За непрофессионализм, за занятие не своим делом и дискредитацию профессии. В данном случае, хотя прошло всего три соревновательных этапа и вряд ли стоит делать окончательные выводы, говорить о том, что получился шедевр, наивно. Но основные претензии вовсе не к главным действующим лицам, не к фигуристам, сражающимся с пластическим дефицитом с разной степенью успеха, и не к балеринам, профессионально пытающимся оживлять ситуацию в соответствии с балетными традициями. К хореографам. То есть к людям, которые и тех и других должны почувствовать, раскрыть, совместить и преподнести в наиболее выгодном свете. Здесь мало уметь высказаться, необходимо ещё сработать на «клиента». Вот тут и обнаружились проблемы – даже с «высказаться», не говоря уже о работе с индивидуальностями. Людей, сочиняющих танцы, мало, их не хватает повсеместно и остро. Кризис хореографов, о котором говорят много и давно, пришёл в проект вместе с балетной темой как побочный эффект, как вирус.
Хорошие номера – работа штучная, их и в мирное время днём с огнём не сыщешь, а здесь приходится ставить «шедевры» на поток. Поток не получается, тем ярче отдельные всплески. Пока они связаны с именем Славы Кулаева. Впрочем, хореографов на проекте заявлено целых двадцать – среди них знаменитый испанец, недавно заманенный в Россию, Начо Дуато, известный украинский балетмейстер Раду Поклитару, так что впереди есть на что рассчитывать. Пока же номера Кулаева на обоих этапах привели исполнителей к лидерству. Яркий и стильный номер Кристины Кретовой и Алексея Ягудина выгодно выделил их среди остальных участников в первый вечер. Наталья Осипова и Роман Костомаров, чуть отставшие вначале, во второй день сумели по-настоящему удивить. В танце на музыку из фильма «Бурлеск» они эпатировали, шокировали и по-настоящему зажигали. Эти две пары и стали явными лидерами.
Из незаслуженно, на мой взгляд, засуженных – очень сильная пара Екатерина Крысанова – Максим Шабалин, по воле (или недосмотру) жюри оказавшаяся в арьергарде. Они эмоциональны, техничны, выразительны, разве что не нашли ещё в проекте своего узнаваемого лица. Наблюдение за их работой обещает быть интересным.
В целом же поразила банальность, сведшая на нет чистый профессиональный танец классических балерин, недоумевающих вместе со своими выкладывающимися по полной программе партнёрами, почему проверенные и надёжные движения не складываются в упоительные истории.
Нужен ли этот проект балеринам?
Способен ли повлиять на популярность, репутацию?
Нужен – тем, кто не боится меняться и готов становиться другим! Даже рискуя потерять консервативную часть своих поклонников.
Тем, кто стремится остаться собой в этом новом пространстве, – не нужен. Они гораздо лучше подтверждают свою состоятельность, и уже блистательно подтвердили, на балетных сценах в балетных спектаклях. Для заработанного ими ранее имиджа – проект, скорее, дискредитация. Не ложащиеся на индивидуальность образы, сырая хореография, неопытные партнёры дают о себе знать.
Пока побеждают те, кто рискнул предстать в неожиданном, порой провокационном виде. Неслучайно лидер первого дня Кристина Кретова как базовую установку самой себе произнесла фразу: «Я должна как можно меньше быть похожа на балерину». Оказалось – это ключ к успеху в предложенных обстоятельствах.
Нужен ли проект фигуристам?
Для них он – один из многих, что, впрочем, не мешает им отрабатывать свои номера честно и старательно. Вряд ли он способен серьёзно повлиять на репутацию, но шанс проявить себя с неожиданной стороны предоставляет. Пока им воспользовался только Алексей Ягудин, да так, что воскресил легендарную фразу Татьяны Анатольевны Тарасовой: «Лёша может всё!» Это правда!
Нужен ли проект зрителям?
Оппонентами тех, кто ругает проекты за непрофессионализм, выступают сторонники «популяризации». И как ни отстаивай честь профессии, как ни бейся с чушью, серостью и дешёвым популизмом, феномен движения «вширь» срабатывает безотказно – фигурное катание в стране переживает бум, чаще стали заглядывать зрители в цирки, а теперь, надеюсь, и балетом заинтересуются. Ведь какой бы, например, глупостью ни был фильм «Чёрный Лебедь» – в театрах всего мира аншлаги на «Лебединое озеро», а в Нью-Йорке даже, говорят, встречаются такие, кто удивляется, не найдя в афише балета имя Натали Портман. Да, дико, что зрители не представляют, куда попали, но в театр-то они пришли. Возможно, в первый раз в жизни, из любопытства, пусть и не очень здорового. Так что здесь дилемма: приводить зрителя к искусству «нездоровым» путём или ждать, когда он образуется и придёт по велению собственного сердца. Честно говоря, даже не знаю, что лучше. Вечный вопрос – в ширину или в глубину? Если в глубину – то отвалится широкая публика. Если в ширину – то и придёт… «широкая». Впрочем, и «глубокая» тоже прибудет. Некоторые, возможно, оскорбятся, но придут… Да и кто сказал, что ширина обязательно мешает глубине?
А поэтому смотрим «Болеро» и рассчитываем на потрясения. На глубину для широкого зрителя.