Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
История Станционный смотритель

Баллада о путевом обходчике

В свободное от работы время – подвиг

25 сентября 2019
Ремонт путей, повреждённых в результате налёта вражеской авиации, 1942 год

Так сложилось в ХХ веке – знатными людьми стали считать шахтёров, металлургов, машинистов, путевых обходчиков. Так и должно было сложиться – иначе сословные предрассудки стёрли бы нас с лица земли. Торжествовал жизнерадостный принцип, в давние времена сформулированный Робертом Бёрнсом. Нам он памятен в русском переложении Самуила Маршака: «Кто честным кормится трудом – того зову я знатью».

Передовики производства, или, как их часто называли, маяки, становились героями газетных передовиц и документальных киножурналов. На них равнялись, выбирая профессию. Весомый и зримый пример нередко определял судьбу. «Хочу быть машинистом, как Пётр Кривонос» – так говорили в юности многие будущие асы железных дорог.

Максима Афанасьевича Казанцева (1901–1948) так и называли – знатным путевым обходчиком. Он родился в крепкой уральской крестьянской избе, в старинном селе Логинове. Был отличным плотником. Потом – фабричным рабочим. Будучи уже далеко не мальчишкой, отслужил в Красной армии. Железнодорожником он стал поздно – в 38 лет. По тем временам – глубокая зрелость, преддверие старости. Стал ремонтным рабочим, а потом – путевым обходчиком в свердловском околотке пути, тщательно следил за исправностью закреплённого за ним участка.

Казанцев стремился на фронт. Но его опыт, его рабочие руки были необходимы в тылу. Чтобы железная дорога работала как часы.

В тылу тоже приходилось работать на пределе сил – почти как в действующей армии. Кадров не хватало, и не было ничего ценнее умения работать за двоих, за троих. Это понимал Казанцев. Он считал, что можно приводить дорогу в порядок, не привлекая специализированные ремонтные бригады. Для этого обходчикам пришлось действовать в свободное от дежурства время. Война – так по-военному. Даже если дело происходит вдалеке от линии фронта. Казанцев организовал кооперированную бригаду путевых обходчиков, которая взялась за дело. Они работали по 3–4 дополнительных часа в день – и сразу превзошли привычный уровень ремонтных рабочих… За первые 16 дней эксперимента бригада выполнила план, рассчитанный на 24 дня. Да и работали обходчики качественнее – как в собственном доме. На своих участках они знали каждую зазубринку. Результат – экономия и повышение качества ремонтных работ. Ревизоры изумлялись: не к чему придраться. На каждую шпалу любо-дорого смотреть, и снеговые щиты в порядке.

26-Казанцев.jpg

Урал в годы войны жил в чрезвычайном режиме: туда эвакуировали десятки предприятий из оккупированных городов. Производство – в особенности военное – наращивалось каждый месяц. А значит, и железной дороге нужно было соответствовать этому режиму перегрузок – чтобы продукция, необходимая фронту, шла на Запад вовремя, без проволочек и нештатных ситуаций.

Эксперименту дали ход. В бригаду Казанцева входили и дети, и жёны путевых обходчиков. Свои участки пути они сдавали в эксплуатацию с высшей оценкой.

Это достижение не осталось незамеченным. Первой наградой бригадиру стала благодарность начальника дороги Леонида Сущенко. На «стахановский почин» обратил внимание и нарком Лазарь Каганович, лично вручивший путевому обходчику знак «Почётному железнодорожнику». Метод Казанцева признали прогрессивным – и внедрили по всем дорогам.

«Вчетвером решили своими силами, в свободное от работы время, провести текущий ремонт километров, доведя их оценку со 111 баллов до 0. Дав слово, подкрепляем его боевыми делами. Ежедневно по окончании дежурства мы в течение трёх часов ремонтируем путь», – отчитывался Максим Афанасьевич в газете «Путёвка».

Когда количество казанцевских бригад на железных дорогах перевалило за полтысячи, на инициатора посыпались заслуженные награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» Казанцеву Максиму Афанасьевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Как положено, с вручением ордена Ленина и золотой звезды «Серп и Молот». В 1944 году таких бригад в Союзе было уже более пяти тысяч.

26-Знак железнодорожника.jpg

Кавалер золотой звезды рапортовал в прессе: «С величайшей радостью узнал о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР мне присвоено звание Героя Социалистического Труда. Правительство высоко оценило мой скромный труд... Благодарю за заботу о нас, железнодорожниках, за высокую награду. Все свои силы, весь накопленный опыт отдам делу Победы над немецкими захватчиками. Сделаю всё, чтобы километры наших околотков были всегда в отличном состоянии, чтобы поезда по ним шли с высокими скоростями, без малейших задержек». Конечно, здесь чувствуется рука журналиста, но и душа рабочего, и правда 1943 года в этих строках не потерялась.

«За трудовой героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны» в том же 1943 году он был награждён и вторым знаком «Почётный железнодорожник».

К концу Великой Отечественной он стал старшим путевым обходчиком. Его избрали депутатом Верховного Совета. Но прожил он после войны недолго. Сердце не выдержало перегрузок. Однако жива память о простом путевом обходчике, дело которого подхватили тысячи таких же работников. Работников с большой буквы. Неприметных и прославленных. Обыкновенных героев, которые отдали всё для фронта, всё для победы. Они были «винтиками» войны – и это не пренебрежительное определение, а самый почётный и достойный титул.

 


Календарь

17 мая 1934 года – учреждён значок «Почётному железнодорожнику» – ведомственная награда Наркомата путей сообщения. Знак за номером 1 был вручён железнодорожнику-новатору Семёну Васильевичу Кутафину за разработку новой системы прицепления и отцепления вагонов, внедрённой по всей стране.

22 апреля 2002 года – награда получила статус знака «Почётному железнодорожнику». Им награждаются работники федерального железнодорожного транспорта за наивысшие и стабильные результаты труда, разработку и внедрение достижений науки, техники и прогрессивной технологии, являющихся большим вкладом в развитие и совершенствование деятельности железнодорожного транспорта, а также за самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, жизни пассажиров, сохранности грузов, багажа и другого вверенного имущества.

Тэги: Личность Замостьянов Арсений
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Спасибо вам, Николай Николаевич!

    05.10.2021
  • Индустрия в красках

    21.09.2021
  • Транссиб. Выбор пути

    19.05.2021
  • Изобретатель чудес

    12.05.2021
  • Солдатская звезда

    05.05.2021
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS