Замысел Байкало-Амурской магистрали своими историческими корнями уходит в далёкое девятнадцатое столетие. Необходимость строительства дороги, которая открыла бы для страны неизведанные пространства, осознавали уже тогда, аналогичную точку зрения позднее имели и советские учёные. Железнодорожная трасса севернее Транссиба была жизненно нужна стране.
Неудивительно, что уже в 1926 году, вскоре после завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке, железнодорожные войска Красной армии приступили к топографической разведке местности в районе некоторых участков нынешнего БАМа. В то время это была труднодоступная местность, поэтому деятельность топографов можно смело приравнивать к настоящему подвигу. После исследовательских экспедиций в наркоматах заговорили о необходимости строительства трассы, которая оживит регион. Вдобавок геологи уже докладывали руководству о богатстве этого края, об огромном потенциале разнообразных неизведанных ресурсов.
Что же касается названия, столь привычного для нас, – Байкало-Амурская магистраль, то впервые оно прозвучало в одном из проектов 1930 года, почти сразу после завершения строительства Турксиба – ещё одной знаменитой трассы. Вот тогда и появилась яркая аббревиатура – БАМ. Проект одобрили, в правительстве утверждали, что государство непременно поддержит грандиозную стройку. Однако страна ещё не располагала ресурсами, чтобы взяться за дело оперативно. Только через два года Совет народных комиссаров СССР принял окончательное решение о строительстве трассы и выпустил соответствующее постановление, весьма основательное. Оно называлось «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Слово «магистраль» в постановлении не упоминалось. Начальником строительства назначили Сергея Мрачковского – старого большевика и коренного сибиряка.
Конечно, маршрут той трассы лишь частично совпадал с нынешним БАМом. План предполагал строительство линии от станции Уруша, что на Забайкальской дороге, затем на север, в район тогдашнего немноголюдного зимовья Тында, затем на восток, к пристани Пермской на Амуре (ныне – город Комсомольск-на-Амуре). Политбюро ЦК и лично Иосиф Сталин утвердили постановление 23 октября 1932 года.
В приложении к этому любопытному документу подробно указывалось всё, что на первых порах понадобится строителям железной дороги:
1. Экскаваторы ........................................... 25 шт.
2. Узкоколейные паровозы и мотовозы .... 60 шт.
3. Вагонетки костромские ...........................775 шт.
4. Вагонетки Коппеля ................................. 2000 шт.
5. Узкоколейные рельсы ........................... 125 км
6. Компрессоры ......................................... 45 шт.
7. Перфораторы ........................................ 180 шт.
8. Пневматические кузницы ..................... 10 шт.
9. Установки для жидкого воздуха ........... 5 шт.
10. Центробежные насосы с двигателями … 35 шт.
11. Насосы Летостю .................................. 50 шт.
12. Насосы диафрагмовые (ручные) ...... 100 шт.
13. Станки по дереву ................................ 60 шт.
14. Станки по металлу .............................. 90 шт.
15. Локомобили ......................................... 17 шт.
16. Электромоторы ................................... 162 шт.
17. Динамомашины ................................... 28 шт.
18. Лесопильные рамы ............................. 8 шт.
19. Грузовые автомашины ....................... 150 шт.
20. Легковые автомашины ....................... 35 шт.
21. Тракторы на обыкновенном ходу ...... 450 шт.
22. Тракторы гусеничные ЧТЗ ................. 100 шт.
23. Катера 75-сильные ............................. 30 шт.
24. Буксиры-пароходы .............................. 6 шт.
25. Баржи .................................................. 15 шт.
26. Паровые котлы ................................... 40 шт.
27. Корчевальные машины тракторные ..50 шт.
28. Бетономешалки .................................. 20 шт.
29. Камнедробилки .................................. 5 шт.
30. Телефонные установки ..................... 150 шт.
31. Телеграфные аппараты .................... 40 шт.
32. Дрезины-качалки ............................... 10 шт.
33. Дрезины лебёдочные ........................ 10 шт.
34. Путевые вагончики ............................ 40 шт.
35. Шаровые мельницы .......................... 2 шт.
«Обязать Госплан предусмотреть в плане распределения тракторов на 1933 г. 550 тракторов для Байкало-Амурской ж.-д. магистрали, из них 100 тракторов на гусеничном ходу».
На этот проект правительство вроде бы делало серьёзную ставку. Его обсуждали и учёные, и крупнейшие управленцы того времени – Серго Орджоникидзе, Ян Рудзутак и другие. Но многие изначально скептически относились к сжатым срокам строительства. Скепсис оказался резонным: выполнить столько работ по вырубке лесов, строительству посёлков и прокладке трассы за 2–4 года вдали от индустриальных центров было попросту невозможно. К тому же трудовые ресурсы остро требовались на других великих стройках первых пятилеток. Людей не хватало, даже когда к реализации проекта присоединился Наркомат внутренних дел и к труду массово стали привлекать заключённых.
Только подготовительный период затянулся на несколько лет, а уж к непосредственным работам приступили и вовсе лишь в 1937-м. К тому моменту уже несколько лет функционировал Комитет содействия строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, куда входили как управленцы, так и учёные. Началось строительство трёх соединительных линий от Транссиба к намечавшейся трассе БАМа: Бам (так в 1933 году назвали станцию на Транссибе в Сковородинском районе Амурской области, ныне она Бамовская) – Тында, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, Известковая – Ургал. Каждый километр пути давался тяжело – не хватало ни квалифицированных рабочих, ни техники, хотя на строительстве магистрали впервые даже применили авиаразведку.
В 1939 году начались работы на восточном участке по скорректированному маршруту от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Запустить БАМ предполагали 1 ноября 1945-го. Война помешала этим планам. Для возведения Волжской рокады, необходимой Сталинградскому фронту, пришлось разобрать построенную с таким перенапряжением сил линию Бам – Тында…
В 1943 году, несмотря на военное положение, начали прокладывать трассу Комсомольск – Советская Гавань, которую удалось сдать в эксплуатацию в победном 1945-м. После окончания Великой Отечественной строительство магистрали, по существу, заморозили. Маршрут её не раз корректировали в соответствии с новыми разработками геологов, топографов, экономистов. В целом в 1930–1950 е гг. удалось построить свыше 1 тыс. км рельсового пути. Однако настоящий размах строительство получит лишь через три десятилетия после войны, в 1974 году…