40 лет назад, 27 октября 1984 года, состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по основной части Байкало-Амурской магистрали.
В 4 часа 40 минут по московскому времени на станцию Тында прибыли два встречных поезда с Западного и Восточного участков. В них в столицу БАМа приехали строители трассы. На привокзальной площади собрались тысячи людей, на митинге выступил кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Владимир Долгих – опытный промышленник, один из легендарных руководителей Норильского горно-металлургического комбината. По случаю праздника он вручил бамовцам ордена. Наград оказалось много – в том числе Золотых Звёзд Героев Социалистического Труда. Это высокое звание в тот день получил, например, Владимир Брудный – бригадир водителей из «Бамстроймеханизации». Летом 1984 го ежемесячная выработка на каждый самосвал в его бригаде составила 9350 тонн грунта (на 1150 тонн выше планового задания). Среди других отличившихся – майор железнодорожных войск Александр Шанцев, служивший на БАМе с 1975 года. Со своим механизированным батальоном он пробивал дорогу на самых трудных участках магистрали, например на Туранском хребте…
Холодной осенью в Тынде вдруг нашлись цветы! Играла музыка!.. Нет, то было не чинное «протокольное мероприятие». Рабочие и инженеры держались непринуждённо, искренне поздравляли друг друга. Каждый из присутствующих чувствовал: завершена тяжелейшая марафонская работа, впереди – новая жизнь!..
Конечно же, этот праздник на станции отнюдь не означал, что строительство БАМа завершено. До сдачи в постоянную эксплуатацию линии Комсомольск – Тында предстояло ещё 5 лет напряжённого труда, и даже на короткую передышку времени не было. Особо отличившихся бамовцев тогда ненадолго возили в Москву – это были счастливые, но краткие поощрительные командировки. Торжественная октябрьская церемония в Тынде, конечно же, оказалась в тени укладки Золотого звена, случившейся на несколько недель раньше, однако, без сомнений, стала важной вехой для всех, кто был причастен к строительству БАМа – а это 2 миллиона человек!
По трассе протяжённостью 4,2 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани пошли составы. Первые машинисты, которые их вели, уже хорошо знали магистраль, они много лет отработали на отдельных её участках. Власти торопили железнодорожников – было важно сдать дорогу именно в 1984 году, к 10 летию со дня начала стройки века. Поэтому с начала 1983 го строительство и доводку железнодорожного полотна форсировали, взвинчивая темпы. Впрочем, качеством работы старались не жертвовать.
Сразу после октябрьского праздника в Тынде газеты стали сообщать о бамовских новинках. Их было немало. Например, досрочно завершилось испытание самого мощного в мире 12 осного электровоза ВЛ-85. Его изготовили коллективы Новочеркасского ордена Ленина электровозостроительного завода и Всесоюзного научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института электровозостроения. Богатырь БАМа был способен везти десять тысяч тонн, внедрение каждой такой машины обещало народному хозяйству экономический эффект в 200 тысяч рублей. В информационных заметках было отмечено окончание строительства постоянного посёлка и станции Кувыкта, а также факт образования в Северобайкальске филиала Улан-Удэнского авиационного завода… Каждое из этих сообщений свидетельствовало: дорога развивается и тянет за собой индустрию.
Много было таких новостей в ту осень. И Тында отстраивалась интенсивно, как никогда. На магистрали проходили проверку новейшие конструкции и технологии – и советские, и зарубежные. За 10 лет были разработаны и запатентованы десятки новых способов строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях. Да и вообще столь масштабную стройку невозможно было довести до ума без риска, без небывалых, беспрецедентных решений.
Пожалуй, главная стратегическая задача железных дорог нашей страны – связывать воедино огромное пространство, которое когда-то освоили первооткрыватели-землепроходцы, сплавлявшиеся по рекам, шедшие по льду, находившие неведомые лесные тропы. Эти люди расширяли границы государства – но далеко не всегда на территориях с суровым климатом потом появлялись поселения и города. Уже в XIX веке стало ясно, что только стальные магистрали способны превратить медвежий угол в край городов и предприятий. В наше время они играют такую же роль, просто при строительстве БАМа этот принцип проявился, быть может, наиболее наглядно.
Будем откровенны: великую стройку невозможно сдать в срок без недоделок. Опытные руководители учитывают их заранее. Ещё не был достроен 15 километровый тоннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным тоннелем в СССР, но поезда по маршруту всё равно курсировали: переходили через хребет по длинному перевальному обходу с серьёзными перепадами высот. Такое неординарное решение позволило магистрали вовремя войти в эксплуатацию – и это было главным. В 1989 году вступил в строй новый обход с эффектными высокими виадуками, один из которых прозвали Чёртовым мостом – он напоминал известное сооружение в Альпах, знакомое нам по знаменитому суворовскому походу. И, наконец, в 2003 году началось движение по Северо-Муйскому тоннелю…
С годами бамовская история привлекает всё больше внимания. Сегодня этот великий проект стал примером того, как страна, поставив амбициозную задачу, за 10 лет пришла к её реализации, начав с примитивных палаток, костров и печек-буржуек, которые согревали строителей в 50 градусный зимний мороз. И в результате в 1984 году привычными для БАМа стали многоэтажные дома. И предприятия – начиная с налаженного железнодорожного хозяйства.
В день 50 летия магистрали Президент России наметил новые перспективы БАМа – вполне реальные: «Нужно не только расшить узкие участки, задача теперь гораздо масштабнее, а именно: на всём протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. По сути, ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов, включая дублёры Северо-Муйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур… Дальнейшее развитие БАМа послужит увеличению экспортных и транзитных возможностей России как важнейшего звена Евразийской транспортной системы».
Магистраль снова стала одним из государственных приоритетов. С её развитием связывают и давно назревший поворот России на Восток – туда, где надёжнее партнёры.
А значит, были правы те, кто все эти годы верил в светлое будущее БАМа.