Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июня 2020 г.
  4. № 24 (6741) (17.06.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Башни для поэтов

Три книги новой серии издательства «СТиХИ»

17 июня 2020

В мире электронных книг бумажный носитель обязан превратиться в произведение полиграфического искусства, объединив текст, который хочется перечитывать, и арт-объект, которым хочется обладать. Первая же книжная серия издательства «СТиХИ, «Срез», запомнилась и срезанным наискосок верхним краем, и вклейками крафта с автографами авторов, и портретами, ведущими традицию от культового художника Серебряного века Юрия Анненкова, и сюжетным построением избранного. Но неуёмная фантазия арт-директора проектирует новые идеи.

Серия «Башня» – это книги с «окнами». В каждом видишь фрагмент следующего разворота, визуальный акцент, ключ к главе. Это серия поэтических книг, разбитых на главы, имеющих последовательно разворачивающуюся концепцию, архитектуру. В отличие от сборников «Среза», с которыми находишься в диалоге, книги серии «Башня» – замкнутые строения: от лабиринта до маяка. Поэт ведь традиционно воспринимается живущим в «башне из слоновой кости»… 

 


Герман Титов. Поэма 14-го года: месяцеслов: Сб. стихотворений // Сер. «Turris». Кн. №1. Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». – Тверь; М.: Альфа-Пресс, 2019. – 100 с.: ил.


Люди, которые учили меня литературе, повторяли формулу Сергея Гандлевского «стихи – не орудие мести, а серебряной чести родник», уверяя, что они не должны становиться терапией и не должны таковой считаться. Я сделал свои выводы: «серебряной чести родник» поставил меня выше случившегося, научил не отворачиваться, не убегать, а перешагивать. И этот шаг позволил осмыслить каждую травму. Герман Титов пишет не о личной травме, а о травме, которая произошла в масштабах не только страны – континента? мира? – «тарас бессмертен как дантес / в бытийственном и личном плане».

Поэма Германа Титова – говорение не от лица общности людей «русского космоса», оказавшихся в безвоздушном пространстве войны. Она родственна «Репортажу из осаждённого города» Збигнева Херберта, анализирующего судьбу своей Польши в рамках всей истории человечества и планеты. Так, Герман Титов ставит себя выше собственных боли и отчаяния, внося в поэтическую речь активный игровой элемент (иногда интонационно и по методу близкий Александру Кабанову), пронзая самые горькие строки аллюзиями на голливудские фильмы и украинские песни. Речевой воздух содержит такие запахи, от которых хочется смеяться в тот момент, когда ты сжимаешь зубы. И именно этот смех позволяет жить дальше, подниматься и смотреть на происходящее. Так мы смотрим на глянцевые фотографии, оценивая мастерство фотографа, а не ужас запечатлённого: «и сидит с потухшей сигаретой / будущего бледная вдова». Но только так ужас и можно запечатлеть: через мастерство. Сначала мы видим качество, а потом начинаем осознавать, к чему оно было приложено.

В поэме Титова 12 месяцев 2014 года разделены августом: свидетельства войны и эмиграция лирического героя в Санкт-Петербург. Сколько русских людей стали эмигрантами в России? Чем они живут? Кем себя считают? «Расскажи, Марина, / Как вернулась ты». Именно эти вопросы решает Герман за ироничным складыванием слов. Порой, если не улыбаться, жить невозможно. И именно эта улыбка делает поэму не личным дневником или фотоальбомом, а таким часословом герцога Беррийского, нарисованным братьями Лимбургами. Преодолённая горечь переходит в высокую скорбь: «Тому кто уже заглянул за край / Отчизна здесь и – нигде».

Третья часть поэмы, казалось бы, совершенно лишена печали. Вся она – чистое любование сохранившимися воспоминаниями о довоенной жизни. Каждое стихотворение – это стихоснимок конкретного места, ощущений и историй, с ним связанных. И именно это снятие трагизма, пафоса, надлома дарит невероятный стоицизм прошедшему сквозь эту страшную книгу читателю: «Бессмертья каменного полк – Московский мой проспект». 

 


Turris-Frolova.jpgЕлена Фролова. Непоправимое лето: Сб. стихотворений // Сер. «Turris». Кн. №2. Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». – Тверь; М.: Альфа-Пресс, 2019. – 100 с.: ил.

 

В книге Елены Фроловой три главы. Круг тем: жизнь, любовь, счастье – повторяется, но рассматривается с различных ракурсов. Я не сразу понял, что в каждой главе собраны стихи, обращённые к разным адресатам. «Кормушка с зерном» наполнена добром и заботой, это стихи-лекарство, стихи-письма к близким и незнакомым, наполненные «нерастраченной нежностью». Читателя автор воспринимает как птицу, с которой может поделиться «зерном», пищей собственного сердца: «У моря поставил стул. / Сел. И уже в раю».

Сложнее с главой «Ничьи города»: то ли это разговоры с зеркалом, то ли с Мирозданием. Бескрайнее море любви первой главы сменяется стыдом, тревогой, растерянностью. Но нет в строках Елены упрёка, обиды, гнева. Этими стихами она словно держит себя за руку. И не только себя: «Я вылеплю Снегура и Снегурку / И расскажу, как жили мы с тобой». Мудростью нельзя поделиться – её можно только перенять, пожив рядом. Вот именно на жизнь рядом с автором и похоже чтение второй главы: «Счастье было в самых простых вещах…»

А в третьей раскрыта главная функция стихотворения – молитва. Глава «Простые приметы» вся насквозь – воспоминания детства, разговоры с дорогими покойниками, скорбь по нерождённым и записочки за родившихся. Исключения же – карточные пасьянсы, в которых кажется возможным переложить судьбу по-своему: «В уездном городе обычные дела: / Старушки, приторговывая щавелем, / Рассказывают новость про вчера, / Про Каина, зарезанного Авелем». Библейский сюжет переписывается не как новая трагедия, но как ирония над «глухими телефонами» сплетен. Оттого и собственная вина снимается, переходит в фольклор.

Пространство «женской поэзии», «ф-письма», «гендерных вопросов» сейчас сосредоточено на унижении, объективации, борьбе. Потому книга, лишённая ярости и претензий к мужчинам, вызывает испуг: а поэзия ли это? А можно так? Без злости, без истерики, без кошмара? Елена Фролова решила попробовать. Холодное лето не поправишь, но свою жизнь… И не только свою. 

 


Turris-Ivkin.jpgСергей Ивкин. Имя мне – дым: Сб. стихотворений // Сер. «Turris». Кн. №3. Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». – Тверь; М.: Альфа-Пресс, 2020. – 108 с.: ил.

 

Первый же взгляд на содержание книги Сергея Ивкина вызывает в памяти пушкинское: «Парки бабье лепетанье, / Спящей ночи трепетанье, / Жизни мышья беготня... / Что тревожишь ты меня?» Три главы книги названы именами римских парок – богинь Судьбы: Нона прядёт нить, Децима отмеряет, Морта отсекает. Книгу предчувствуешь как метафору жизни, наполненную аллюзиями и реминисценциями. И ошибаешься. Прядение нити Ивкин «строит» от определения границ собственной Родины: «От библейских странников до курдов / в каждом хлебе слышим горсть земли». Курды – здесь не для рифмы. Если вечно гонимые иудеи обрели своё государство, то курды так и разделены между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Автор также ощущает себя не на своей земле. Он ощупывает данность: уральские города Екатеринбург, Кыштым, Касли, но помнит, что его детство связано с Санкт-Петербургом, куда он регулярно возвращается, тянется. «Я – приезжий с бесправного юга». И Родина для него простирается «от сопок Маньчжурии до островов Соловецких», располагаясь «между Польшею и Китаем». Главный вопрос для автора: что образует его государство – Война или Вера? «…Заложенный гильзой тот самый том, что как знамя вывешен над страною» или «Если Христос воскрес, / ничего не страшно»?

Наполненная любовной лирикой вторая глава при помощи контекста переносит заглавный текст книги из области библейской («пар», «дым», «туман» – так переводят имя Авеля) в межличностную. Автор воспринимает любовь как трагедию, как убийство. Но «то, что нас не убивает» делает нас иными. Отсюда книга начинает восприниматься отсылкой к другому трёхчастному делению: делению загробного существования по Данте. И тогда третья часть, предполагаемо говорящая о Смерти, на самом деле начинает говорить о Рае: «Ты переплыл свой ад / и это был не ты».

Но она сама ещё не Рай, а пространство перед воротами, у которых сидит святой Пётр, когда ты оглядываешься и смотришь назад, уже зная, что впереди всё будет хорошо, но с прежним придётся попрощаться. Единой панорамы нет, только отдельные фрагменты осмысления собственной и мировой Истории.

Строка «выпавшие из алфавита буквы храним в пластиковых пакетах, словно улики преступлений» напоминает о реформе русской орфографии 1918 года. Строка «пуговицы держим в берестяных туесках, потому что именно береста дольше других материалов хранит горечь прощания» содержит отсылку к Пер Гюнту и Сольвейг. Строка «открываю окно и смотрю на Запад» – к Густаву Мейринку, к метафизическим поискам, духовным метаниям. Но самым важным является предощущение Входа во Врата: «…и эта рыба может быть счастливой, / когда она лежит на берегу / в невольном ожидании прилива». Что и происходит уже не только с автором, но и с читателем: «…и проходим мы все вместе в Надсущее / мимо рвущего гармошку Привратника».

Отдельно надо сказать о фотографиях, дополняющих стихи. В книгах Германа и Елены авторство фотографий не указано. Над книгой Сергея работал известный уральский поэт и фотограф Вадим Балабан, который не иллюстрирует книгу, а наводит мосты смыслов между отдельными стихами.

Фёдор Едомин

 

Тэги: Елена Фролова Герман Титов Сергей Ивкин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мое сердце – там, под бомбёжкой...

    30.07.2022
  • Мама степи вспоминает

    19.02.2022
  • Счастье в мелочах

    24.11.2021
  • От сонаты до манифеста

    27.07.2021
  • Всё бесконечное – свершится

    23.12.2020
  • Мое сердце – там, под бомбёжкой...

    29 голосов
  • Всё бесконечное – свершится

    23 голосов
  • Мама степи вспоминает

    17 голосов
  • „Мы – осколки русской весны“

    14 голосов
  • Счастье в мелочах

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS