Форум кинематографистов, проводящийся в столице Ингушетии, – единственный на Северном Кавказе. Создан по инициативе народного артиста, заместителя председателя Союза кинематографистов России Клима Лаврентьева. Задача «Золотой башни» благородная – возрождение и развитие кинематографа Кавказа, воссоздание киностудий и воспитание кадров для документальной и художественной кинолетописи региона.
К сожалению, есть много кавказофобских стереотипов, но они были сломаны: поразил Магас, выросший за двадцать лет в прекрасный современный город. Кое-каких здешних новшеств я нигде в мире не видел: изумили комфортабельные подогреваемые автобусные остановки и большие зонты на пешеходных переходах, под которыми можно укрыться от дождя. Повсюду – ящики для раздельного сбора мусора, современная архитектура замечательно сочетается с древними башнями и великолепным видом на горную гряду от Казбека до Эльбруса.
Незабываема поездка гостей фестиваля через Северную Осетию в ущелья Терека и Ассы, где стоят знаменитые ингушские башни. Потрясло также посещение Грозного, который сейчас не только восстановлен, но построено много новых гостиниц, учебных заведений, бизнес-центров... Редкой красотой и изяществом поражает грозненская мечеть, которая, кажется, излучает свет и тепло. Незабываем также вид на город с обзорной точки над Грозным. Порадовали и люди; да, мужчины часто с грозными бородами, а женщины в скромных платочках, но как сердечно встречали горцы корифеев нашего кино Льва Прыгунова и Юрия Назарова! Доброжелательность ингушей и чеченцев – это особенно радостное открытие фестиваля. Регион действительно может и должен стать не только туристическим, но и культурным центром, так сказать, оплотом традиционных ценностей.
Необходимости и важности развития кинематографа для детей был посвящён круглый стол, проведённый в рамках фестиваля в Министерстве культуры Ингушетии. Без просветительского кино невозможно воспитание новых поколений. И государство должно в это вкладываться: и центр, и регионы. Если не возрождать национальные студии, если не финансировать национальный кинематограф, то мы можем потерять подрастающее поколение. Ситуация тревожная, в связи с этим было принято обращение к первым лицам страны.
В конкурсах участвовало 54 ленты из 9 стран – география фестиваля с каждым годом расширяется. Жюри документального кино (его возглавляла профессор ВГИК Алевтина Чинарова) лучшей признало поэтичную ленту Андрея Осипова «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» (Москва).
Награждены: очень хороший фильм режиссёра Зелимхана Заурбекова (Грозный) о пулемётчике, Герое Советского Союза Ханпаше Нурадилове и казахская лента «Путь к победе». Приз за лучший ингушский фильм получила Лейла Гагиева («Папаха ингуша. Абрек Сулумбек»), дипломы – «Вербовщики» (Юсуп Зелимханов, Магас) и «Куда пропали яблоки?» (Валерий Гадзиев, Владикавказ).
Конкурс игровых фильмов возглавлял продюсер и режиссёр Станислав Попович (Швейцария). Гран-при получила трогательная «Сестрёнка» (Александр Галибин, Москва), приз за лучшую мужскую роль – юный Андрей Андреев («Солдатик», режиссёр Виктория Фанасютина, Москва), а лучшей актрисой признана прелестная Милена Радулович («Балканский рубеж», Россия–Сербия). Приз за лучший северокавказский игровой фильм получил «Штурм» (Анзор Юшаев, Грозный), а спецприз – «Крик тишины» (Владимир Потапов, Москва), дипломами награждены «Плач Танбура» (Анис Сабири, Таджикистан) и «Фото на память» (Игорь Васильев, Беларусь).
Я много бывал на кинофестивалях, «Золотая башня» произвела самое сильное впечатление. Надеюсь, мы ещё вернёмся к рассказу об этом форуме.
Москва–Магас–Владикавказ–Грозный