– Недавно я в Ницце был, – говорит тот. – Лепота… А ты, Захар, бывал в Ницце?
– Меня и здесь неплохо кормят, – ответил я с патриотической надменностью.
– Так вот, они там все тупые.
– Не может быть!
– Сам свидетель.
А в этой Ницце, по его словам, произошло вот что. Хозяин одного из кафе ввёл революционные новшества в обслуживание клиентов. Если посетитель просто попросит кофе, то заказ обойдётся ему в семь евро. Если он добавит волшебное слово «пожалуйста», то заплатит за кофе уже четыре евро. А если ещё и поздоровается, то с него возьмут всего-то полтора евро. В самой Франции начались публичные дебаты, посвящённые этой проблеме. Часть граждан приняла сторону владельца кафе, утверждая, что новые правила нужно в обязательном порядке распространить по всем заведениям общепита, дабы поднять культурный уровень. Другая категорически яростно возражала, отстаивая право на неприветливость и хамство, за которые следует платить по обычным тарифам, а не по завышенным. Говорят, что некоторые противники успели подраться в прямом эфире. Власти готовились даже к беспорядкам, но всё обошлось.
– Теперь-то ты согласен, что они тупые? – победоносно глянул на меня собеседник.
Мне нечего было возразить. Я никогда не был во Франции, но всегда знал, что французы скупердяи. Теперь я был готов согласиться и с тем, что они ещё и глупцы. Если только не принимать во внимание тот факт, что никому доселе не известный владелец кафе прославился на весь мир. Вот у кого теперь отбоя нет от клиентов, вот кому деньги рекой в карман текут! И что любопытно – не только вежливые люди будут с удовольствием захаживать в это кафе, но и ворчуны и хамы – чтоб специально заплатить подороже, но остаться собой. А заведеньицу – доход опять же.
И с грустью вспомнил я свою любимую чебуречную на Солянке, куда порой захаживаю после тяжёлого умственного труда. Там хоть «пожалуйста», хоть «силь ву пле» скажи – тебе и рубля не скинут. Того и гляди – жеманность эта выйдет тебе боком. Примут ещё за представителя сексуальных меньшинств, а потом попробуй докажи обратное… Там все только и делают, что подчёркивают свою брутальность. Только и слышно у стойки: «Три чебурека и двести водки!» – «Сдачу возьмите, мушшына!» – «А где моя самса?» – «Не толкайся!» И что мне эта Ницца с её хвалёной вежливостью?..
– Они, конечно, тупые, но нам до них – ой как далеко! – выдохнул я и залился слезами.
– Всё, тебе я больше не наливаю, – спохватился коллега, убирая со стола бутылку.