Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2019 г.
Общество

Бастуем по-итальянски: Казань, Нижний Тагил, далее везде

Что толкает законопослушных граждан в ряды протестующих

09 октября 2019
В Кирове башенный кран рухнул на жилой дом. Крановщик погиб

В конце июля многие стройки в Казани замерли. Крановщики решили рабо­тать по правилам, соблюдая всё, что написано в законах, и остановили около 30 ба­шенных кранов.


На износ

– Наши краны не проходят проверку технадзора, – объ­яснил один из инициаторов акции Юрий Шарипов. – Тех­ника безопасности не соблюда­ется вообще. Подавали жалобу в Минстрой, но нас попросту не захотели слушать, отправ­ляли то в одно, то в другое ведомство. Людей, превра­щая в самоубийц, заставляют рисковать жизнью ради выго­ды для хозяина.

Сначала организация «Кра­новщики Казани» состояла из четырёх работников, сейчас их уже 45. Они были готовы создать ячейку официальных профсоюзов (ФНПР), но не нашли понимания. В резуль­тате вошли в Межрегиональ­ный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА), извест­ный забастовками на заво­дах, собирающих «Форд» и «Фольксваген».

Главное требование кранов­щиков – обеспечить соблюде­ние техники безопасности. Так­же протестующие потребовали поднять им зарплату, что тоже можно отнести к соблюдению техники безопасности. Зар­платы у них нищенские, прихо­дится трудиться сверхурочно. И работодатели это поощря­ют. Если откажешься, не оста­нешься на вторую смену, сразу найдут, за что тебя оштрафо­вать, а то и уволят. Не желая конфликтовать, люди работа­ют до изнеможения, переносят болезни на ногах, и организм не успевает восстанавливаться. Растут ряды инвалидов в трудо­способном возрасте.

Крановщику в Казани пла­тят примерно 200 рублей в час. То есть для того, чтобы заработать за месяц 60 тысяч, он должен провести на кра­не 300 часов, почти в два раза больше, чем положено по Тру­довому кодексу. А ведь чело­век, который столько времени сидит и в жару, и в холод высо­ко в кабине, опасен не только для себя, но и для находящихся внизу, как и водитель на доро­ге, который от переработок засыпает за рулём.

Участвующая в протесте кра­новщица Анна Смирнова рас­сказала, что из-за напряжённо­го рабочего графика совсем не видит своих маленьких детей: «Никакой личной жизни. Да и вернёшься ли домой, тоже не знаешь. Кран взял груз и кача­ется. Все механизмы в очень плохом состоянии, тормоза не держат, стропы старые».

Сверхурочные идут обыч­ной ставкой – 200 рублей в час. По словам другого машини­ста, Владимира Водолазова, переработки в конце концов могут привести к трагическим последствиям. Возникает рас­сеянность, повернёшь ручку контроллера не в ту сторону – и полетит вниз груз, а может завалиться и сам кран. Для кра­новщика это могила, в лучшем случае инвалидность. А если кого-то задел – тюрьма. «Что­бы подняться на 75-метровый кран или спуститься с него, – рассказывает Владимир, – нужно минут пятнадцать, сто­ловых на стройплощадках нет, поэтому обед берём наверх. Да и нужду, извините за подроб­ность, приходится справлять прямо в кабине».

Большинство тех, кто при­нимает и крепит груз, не знают даже элементарных правил тех­ники безопасности. За копейки нанимают мигрантов, которые не могут двух слов связать по-русски, а они ведь должны командовать техникой повы­шенной опасности.

Часто дома строятся в жилых кварталах, кран в неудовлетво­рительном техническом состоя­нии может упасть, например, на детскую площадку, которая находится рядом.

А эти строительные маши­ны падают не только в Каза­ни, а по всей России. В марте в Москве рухнул кран на про­спекте Мира. Оборвался трос противовеса. В момент падения в кабине находился машинист, получил травму ноги. Лишь по счастливой случайности никого из прохожих не задело. В Яро­славле, на Новосёлковской ули­це, верхняя секция крана упала с высоты 25 метров. Снесла угол строящегося дома и приземли­лась на бетономешалку. Стро­пальщик пытался убежать от падающей стрелы, но не успел, у него оказался перелом позво­ночника и разбита голова. Кра­новщика зажало в кабине.

В Краснодаре кран опро­кинул шквалистый ветер, 30-летний рабочий скончался на месте. В Самаре на строй­ке жилого комплекса огром­ный башенный кран рухнул на припаркованные внизу авто­мобили. В кабине находился крановщик: врачи пытались помочь ему, но мужчина умер в реанимации.

Срок службы башенно­го крана грузоподъёмностью 10 тонн – 10 лет, для грузоподъ­ёмных свыше 10 тонн – 16 лет. Сейчас делают бизнес на отслу­живших срок машинах: про­дают их по дешёвке частни­кам, и они оседают на наших стройках.

Когда крановщики в Казани отказались работать в таких условиях, вместо того что­бы начать с ними перегово­ры, хозяева строек набрали штрейкбрехеров. Остановили на время не слишком важные стройки, перевели оттуда спе­циалистов. На один кран поса­дили человека с купленным удостоверением, на замену другому вызвали 66-летнюю пенсионерку. Она несколько дней поработала, потом отка­залась. Доверили управление железной махиной неопытно­му 20-летнему парню. Но очень скоро его пришлось спустить вниз. А в основном угрозами увольнений, а также обеща­нием «повесить» на них про­стои загоняли на краны своих. И некоторые сдались.

Сейчас нормы нарушаются везде, на любом нашем пред­приятии можно останавливать работу по примеру крановщи­ков из Казани. Возьмём самое заметное – «АвтоВАЗ». Здесь погиб 52-летний рабочий. По производственной необходи­мости он спустился в подвал. Температура в цехе составля­ла 32 градуса. В подвале ещё выше, а вентиляция отсут­ствовала. Человек задохнулся. Когда его вытащили из подва­ла, пульс ещё был. Но скорая не успела…


Скорая не приедет

Шесть хирургов больни­цы Нижнего Тагила написа­ли заявления об увольнении. Главной причиной назва­ли кадровый голод – на всю больницу шесть хирургов, на каждого в месяц приходится по 10 ночных дежурств, после которых врач обязан заступать на дневную смену.

«Не хочется сидеть в тюрьме, потому что в таких условиях легко что-то недосмотреть», – сказал один из хирургов, Иван Александров. Врачи обраща­лись к администрации больни­цы с просьбой улучшить усло­вия труда, однако не получили никакого ответа. Пришлось вмешаться министру Скворцо­вой. Она признала, что врачи работали по очень высокому коэффициенту совместитель­ства – 2,34 ставки. При таком режиме человек просто не успе­вает восстанавливаться.

Коллективное увольнение – это новый вид протеста. После хирургов из Нижнего Тагила уволились травматологи пяти­горской больницы, а в Алек­сандровской во Владимирской области подали заявления об увольнении одновременно 12 медсестёр.

В Пензе работники скорой помощи решили прибегнуть к итальянской забастовке – форме протеста, при кото­рой сотрудники предприятия предельно строго исполняют свои должностные обязанно­сти и правила, а по правилам отправляться на вызов в оди­ночку фельдшер не имеет пра­ва. После этого администрация стала-таки укомплектовывать бригады, искать дополнитель­ные кадры.

В марте объявили итальян­скую забастовку сотрудники скорой в Можайске, в апреле к ним присоединились фельд­шеры в Новгородской области, и в июле – Орловская и Толь­яттинская станции скорых. В Орле часть сотрудни­ков решили работать только на одну став­ку и не выезжают на вызов в неукомплек­тованных бригадах. В сентябре получи­ли предупреждение администрации дет­ской областной больни­цы в Великом Новгороде, пермской городской боль­ницы, станции скорой помощи в Петрозаводске. Здесь врачи выезжают за смену на 20 вызо­вов, а допустимая норма 11–13. Из-за такой интенсивности люди не могут прерваться, что­бы даже поесть.

В перестроечной России много говорили о демократии, свободе, но в конце концов окончательно закрепостили рядовых работников, приняв в начале двухтысячных новый Трудовой кодекс. Фактически стало невозможно объявить забастовку, не найдёшь даже помещения, где можно собрать­ся вместе. Предприятия пре­вращаются в подобие исправи­тельных колоний. Можно лишь уволиться и перейти в другую такую же колонию.

Никто в одиночку не пойдёт на баррикады, должна быть защита, общественная орга­низация, профсоюз, который будет отстаивать интересы сво­их членов. Крановщики Казани после короткой остановки про­изводства обрели новые силы и надежды. «Самое главное, что ситуация меняется к лучшему, медленно, но меняется, – счи­тает лидер, Юрий Шарипов. – Если в течение последних лет нас никто не слышал, то теперь и контролирующие органы зашевелились, и работодатели пошли нам навстречу. Мы всем доказали, что рабочий человек не раб, и убедились на практике, что коллективная борьба реаль­но работает. Как ни банально это звучит, но вместе мы – сила».

Тэги: Казань Альберт Сперанский Нижний Тагил
Обсудить в группе Telegram

Альберт Сперанский

председатель Совета общероссийской общественной... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Август, Казань, Василий Павлович

    24.08.2022
  • Вселенная Бухараева

    18.10.2021
  • Анахронизм в виде МРОТ

    31.08.2021
  • Проханов вступился за госпиталь

    26.07.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Как санитарки «опорочили» регион

    38 голосов
  • «Почему у вас только маньяки?»

    35 голосов
  • Унижение вместо помощи

    29 голосов
  • Через голодовки и… самосуд

    28 голосов
  • Анахронизм в виде МРОТ

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS