Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 октября 2023 г.
Культура

Батальоны просят огня

Марк Захаров – 90!

13 октября 2023
Марк Захаров, Елена Коренева и Олег Янковский на съёмках фильма «Тот самый Мюнхгаузен» / Александр Коньков / ИТАР-ТАСС

Однажды в «Киносерпантине» Захаров сжёг партбилет.

Позже вышли мемуары одной из тысяч мироновских вдов с рассказом, как новый режиссёр (он же) возил их на Ленинские горы деньги сжигать, потому что на них Ленин. «Уберите Ленина с денег!» – взывал тогда Вознесенский, вот он и убрал.

Обе акции изрядно хромали по части вкуса – зато рисовали Захарова скрытым, но убеждённым пироманьяком-поджигателем. Дракон у него чадил огнём, Калиостро ходил с кострами на темени, Волшебник в финале «Чуда» спалил декорацию в ноль, а Марта орала сокровенное: «Карл, они положили сырой порох!» Молодёжный театр требовал радикального жеста, в «Юноне…» горело всё, как пожарных кондратий не хватил, науке не известно.

Вопросов, кто сжёг Рим, Москву и Воронью слободку, не осталось ни у кого. Хорошо ещё, самоиронии автору было не занимать, и в образе театра «Колумб» из «12 стульев» он передразнил обе главные авангардные площадки тогдашней театральной Москвы: Таганку и свой «Ленком». Декорации – кирпичная стена с холщовым занавесом – были излюбленной фишкой главного художника Таганки Давида Боровского, а уж арии полуголого Караченцова в овчинном жилете смотрелись высшего уровня самопародией. Дразнилка вышла в последней (четвёртой) серии, и в пылу споров, похож Миронов на Бендера или нет, её никто не заметил.

Пионер музыкально-драматического театра («Тиль», «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»), Захаров перенёс философский мюзикл на телеэкран. Дело было новое и нелёгкое: за столетие музыкальной антрепризы сложилось твёрдое убеждение, что мюзикл – жанр поверхностный, облегчённый, а проще говоря, тупой. Ни «Поющие под дождём», ни «Вестсайдская история», ни «Свадьба в Малиновке» глубоким интеллектом не блистали – Захаров же брался иносказательно передать кризис мироощущения советского интеллигента и побивание поэзии прозой; не будь Кима с его философскими куплетами – хрен бы чего вышло (в поздних «Свифте», «Мюнхгаузене» и «Формуле любви» сложность посыла уже исключала профурсеточные арии, и от них история сохранила лишь балладу «Уно-уно-уно-ун моменто» тех же авторов на чисто итальянском языке).

Кинематограф Захарова был таким же долгоиграющим проектом театра «Ленком», как «Следствие ведут Знатоки» – детищем Малой Бронной, а Кабачок «13 стульев» – Театра сатиры. Из одних и тех же актёрских кубиков он складывал башни самых причудливых конфигураций и терема самых оригинальных расцветок. Янковский был у него Свифтом, Волшебником, Мюнхгаузеном и Драконом, Абдулов – Медведем, Ланселотом, Рамкопфом и Жакопом («Фортиссимо, мамма мия!»). Леонов – Корольком, Великаном и Бургомистром. Броневой – Доктором и Герцогом. Двойное появление Миронова (Остап и Министр-администратор) объяснялось прежней работой в Театре сатиры.

Самое забавное: драматургия Григория Горина и захаровский театр были в гораздо большей степени антибуржуазными, чем антикоммунистическими. Там до последнего шёл революционный этюд «Синие кони на красной траве», где Янковский без грима играл Ленина и сатиризовал подмарксистскую люмпен-интеллигенцию. Мелкими жуликами Остапом и Кисой, сумасбродами Свифтом и Мюнхгаузеном, инородцем Ланселотом Захаров троллил более заматеревшего советского буржуа – а «Формула любви» и вовсе была гимном простодушному консерватизму, фактически спором с самим собою.

За милым кутежом с безобидными выходками скрылась полная смена курса. В «Чуде» режиссёр провозглашал культ автора-волшебника, примат особенных чувств и избранничество одухотворенных натур. За шесть прошедших лет демиурги надоели, восторги притомили, а прозрение тайных истин стало отдавать шарлатанством – и маг у всех на глазах произвёл триумфальное разоблачение фокуса. Если Волшебник, устраивая счастье принцесс с медведями, брал на себя функции Бога – факир Калиостро явно косплеил Воланда, а его банда – Геллу, Азазелло и Бегемота (Фарада честно признал, что в следующей жизни будет котом). Любовь у Маши с Лёшей срослась сама, кузнец шпарил по-латыни (не больно-то задавайтесь, умники), а пролог-буфф с пляской арлекинов диктовал возрожденческий культ людского естества и закат религиозной алхимии. Граф, повелитель стихий, (разумеется, сам Захаров) капитулировал перед жизнью, вливаясь в русское общество и сдаваясь властям.

А в следующей постановке Волшебник в постоянном исполнении Янковского и вовсе стал Драконом и был повержен своим же выкормышем – Захаров явно давал понять, до чего доводит небожителей гордыня. Казалось, коммунистов разоблачал – а на самом деле себя. «Кончать надо с хиромантией, дружок, – говорил Доктор. – Пальцами искрить, вилки глотать в нашем возрасте уже не годится. Сиди себе на солнышке, грейся».

Захаров свернул фейерверк и подмёл искры – на том и перегорел театр, как разом заболевает сошедший с нагрузок и тяги к звёздам профессиональный спортсмен. Первым умер Горин. За ним – аранжировщик мистерий сценограф Олег Шейнцис. Разбился Караченцов. Отошли Абдулов и Янковский, Леонова не стало раньше. Разом легли фирменная драматургия, постановочный цех, эмблемный актёрский состав. Репертуар всей тушей пал на молодняк, бывший при старших школотой: Шагина, Певцова и младшенькую Сашу.

Выключились сами: не так-то и много всем им было лет.

Последним, как водится, ушёл волшебник-режиссёр.

Поджигать больше было нечего, да и ни к чему, да и пустое.

Прощальный групповой портрет Калиостро стал автопортретом: вот бессмертный я, вот орлы мои, вот народ-философ, вот лапушка-дочка. И власти по бокам с саблями, без них народ неполный.

Двадцатый век.

Формула любви

Юбилейная статья Ирины Горюновой о Марке Захарове: Марк Захаров. Аплодисменты не кончаются

Тэги: Юбилей
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Ах, Самара-городок

    01.11.2024
  • № 27

  • В 60 лет жизнь только начинается!

  • Дон Кихот Валуйский

  • Ровесник гражданской авиации

  • «Благоприятное лето Господне…»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS