В апреле нынешнего года ветеранов, участвовавших в строительстве Байкало-Амурской магистрали, чествовали в Москве, в Кремлёвском дворце. Труд Павла Михайловича отметили юбилейной медалью «50 лет БАМу». В тот день ему невольно вспомнилось ещё одно награждение: в 1986 году он стал лауреатом премии Всесоюзной ударной комсомольской стройки Байкало-Амурской железной дороги имени Ленинского комсомола в области литературы и искусства…
Павел Толмачёв родился в семье, где воспитывалось пятеро детей. Он был самым младшим. Тянулся к музыке. Вслед за средним братом, считавшимся вундеркиндом (играл на разных инструментах). Но в отличие от Александра в музыкальную школу не ходил, на первых порах набирался ума-разума сам, в какой-то степени равняясь на маму с папой. Зоя Леонидовна, начальник кадров в локомотивном депо на забайкальской станции Хилок, пела в народном хоре. Михаил Андреевич – вообще главный заводила на селе (роли не играло, где оно – в родной Тамбовской области или в Забайкальском крае), музыкант, мастер золотые руки (собственноручно делал балалайки, гитары). Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Павла заведовал сельским клубом, пел в художественной самодеятельности. В такой атмосфере не мог не родиться композитор.
Повезло Павлу в школе и с учителем музыки. Иван Васильевич Орлов, заслуженный работник культуры страны, научил его петь. А самое главное – не отбил желание заниматься творчеством. Полученный опыт пригодился ему в самое ближайшее время. Когда после окончания культурно-просветительского училища оказался художественным руководителем в Доме культуры села Коротково Читинской области. ДК в Коротково – это только на первый взгляд один населённый пункт, на самом деле в ведении новоиспечённого худрука находилось пять сёл: Коротково, Быково, Красная Речка, Большаково и Малоархангельск. Причём вышестоящее руководство не интересовало, что молодой человек не певец, не артист, без опыта, будь добр взять и организовать концерт в сжатые сроки.
Раз надо – значит, надо. Нашёл единомышленников, отрепетировали концертную программу. Выступление в деревне Менза (это на границе с Монголией) превзошло все ожидания. «Браво! Бис!» – гостям, прилетевшим на самолёте, кричали со всех сторон. Успех не мог не вдохновить на дальнейшие «подвиги». В село Шонуй они отправились в приподнятом настроении. Не сумело испортить творческий настрой даже бездорожье. Несмотря на преграды, в тот день всё сложилось.
Но на этом сами выступления не закончились. Их по-прежнему требовалось рождать в скором порядке. Ближайшим поводом стал районный смотр художественной самодеятельности. Выступление хора должно было состояться через… месяц.
– Спас меня местный казачий атаман. У него, как оказалось, должна была на днях состояться свадьба. Посмотрел он на положение о смотре художественной самодеятельности: «Приходи ко мне на свадьбу! Два дня отыграешь, считай, что у тебя хор есть!» И что вы думаете? Прошли эти два дня. Я так старался, что даже голос сорвал. Сижу после этого ни жив ни мёртв, приходят ко мне 20 парней и 20 девушек. Я при их виде просто растерялся. «Сколько, – спрашивают, – времени осталось?» – «Уже 20 дней». – «И что, ты нас будешь каждый вечер собирать?» – спрашивают. «Для начала, – объясняю, – давайте споём, а там видно будет». Атаман им: «Ну-ка давайте нашу Красночикойскую». И как они затянули: «Широка сторонушка родная!» Красота! Но надо где-то подправлять – четырёхголосье чувствуется. Я им об этом и сказал: «Мне же качество нужно, а не халтура». «А ты нас, – объясняют одни, – не поправляй!» «Мы тебе вот так сделаем», – показывают большой палец другие.
И не подвели. Знаменитый Чикойский народный хор, как их представили со сцены, занял второе место. Премьера, что называется, прошла с успехом. Члены комиссии долго потом недоумевали: как дирижёр-хоровик за месяц смог так подготовить коллектив?
Отработав два с половиной года в местном ДК, Павел отправился поступать в Улан-Удэ, в институт культуры. Так, в 1977 году началась для Павла Толмачёва совершенно другая жизнь. И продолжалась она уже под стук колёс. Да, по окончании вуза Павел попросился на Бурятский участок БАМа, в Северобайкальск. Вот это действительно была школа жизни. Сколько событий! Сколько новых знакомств! Поработать он успеет и в красных уголках БАМтоннельстроя (при управлении механизации и при автобазе), и в двух школах (когда настанет время прощаться, школьники подарят ему сделанную своими руками медаль с надписью: «Самому лучшему учителю музыки в мире»). И пусть зачастую работа была далека от творческой, однако найти своих единомышленников стропальщику и педагогу и здесь удалось. Первые творения о БАМе были оценены по достоинству. В скором времени его перевели работать худруком в Дом культуры «Современник». Уже тогда о нём шла молва как о композиторе. Именно тогда родилась песня «Мы – северобайкальцы», вошедшая в репертуар хора имени М.Е. Пятницкого.
Добавил популярности и 1986 год, когда молодому композитору-песеннику вручили ту самую премию БАМа в области литературы и искусства. Но большую радость худрук Дома культуры «Современник» испытал тогда за своего друга. Владимира Гузия отметили как поэта. Стихи он писал в свободное от работы время, а вот работал в ту пору машинистом бойлерной установки локомотивного депо станции Тында. В 1986-м Павел даже предположить не мог, что они с Владимиром окажутся, по сути, коллегами по работе. Вот когда судьба начала проверять Павла Толмачёва на прочность. И это испытание новоиспечённый проводник пассажирских вагонов перенёс в непростые для всей страны 1990-е годы с честью. Не каким-то интеллигентом-хлюпиком оказался после сокращения, а настоящим мужиком, несущим на своих плечах ответственность за супругу и двоих сыновей.
Его первая поездка состоится по маршруту Северобайкальск – Тайшет. Будет теперь уже железнодорожник-композитор колесить из Улан-Удэ то до Харькова, то до Симферополя, а то и до Адлера. Когда бы он ещё там побывал! А тут новые впечатления, эмоции, которые, безусловно, находили место в творчестве. Баян, который он возил постоянно с собой, стал спасением от свалившейся на его голову обыденности. Зато скольких людей он здесь узнал! Сколько единомышленников насытили его жизнь своим общением и… помощью. Сотрудничество с заслуженной артисткой Чувашии Еленой Соловьёвой из Москвы, с заслуженным артистом России Александром Байроном из Санкт-Петербурга по-другому не назовёшь.
Особую роль в жизни Павла Толмачёва сыграл руководитель оркестра МПС Станислав Рыбников. Это Станислав Владимирович настоял на присвоении звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» Павлу Михайловичу в 2007 году. Документы на тот момент лежали мёртвым грузом в Министерстве культуры России. Кому-то там показалось, что маляр-мойщик на железной дороге не может сочинять музыку. Пришлось Рыбникову лично ехать в наградной отдел и говорить о масштабе таланта: демонстрировать диски песен о железнодорожниках (их исполняли артисты из разных городов страны), показывать партитуры оркестра. Вот «Казачья песня», посвящённая памяти Людмилы Зыкиной (объяснял), вот после ухода из жизни Людмилы Гурченко появился реквием. В 1990 году Центральная студия документальных фильмов имени Дзиги Вертова сняла о Павле Толмачёве «кино» под названием «Жить страстями». «Страсти» эти кипели на Центральном ТВ несколько раз. Доводы убедили, наградной лист напечатали заново.
Главным ангелом-хранителем для Павла Толмачёва стала супруга Татьяна. Татьяна Александровна родом из Хакасии, поэтому и мужа, можно сказать, заманивала в Саяногорск неспроста. Впрочем, уговаривать долго не пришлось, город металлургов Павлу Михайловичу пришёлся по душе. И люди, и природа – всё тут дышало теплотой и добротой, которые и подкупили, и дали толчок для дальнейшего написания песен. Более 40 из них теперь родом из Хакасии. «Саяногорский вальс» стал неофициальным гимном города. «Офицерская честь» на слова Луизы Зелениной напоминает о том, что сейчас происходит на Украине и в Донбассе. Песни на военную тему в репертуаре П.М. Толмачёва, почётного профессора Восточно-Сибирского государственного института культуры, занимают особое место. Они напоминают о Великой Отечественной войне, о событиях в Афганистане, на Северном Кавказе. Это те самые болевые точки, о которых говорить не так просто. Но он не привык обходить стороной всё то, что не может не вызывать отклик в сердце. Такой уж у него характер: если что не по совести – разругаться вдрызг.
Александр Дубровин, Абакан
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Павел Михайлович Толмачёв родился в 1954 году в городе Хилок Забайкальского края. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Читинского культурно-просветительского училища. Заслуженный работник культуры России и Республики Бурятия. Поэт, композитор. На слова Толмачёва и его соавторов – Юрия Аникина, Светланы Акимовой, Ивана Шестака, Леонтия Махитарова, Владимира Гузия, Александра Бердникова, Михаила Морозова – написаны песни «Золотое звено – это ты», «Первопроходцы БАМа», «Дорога нашей судьбы», «Письма с БАМа», «Разъезд Балбуха», «БАМ в сердце живёт», «Живи и здравствуй вечно, магистраль», «Возвращение в город», «Юбилей БАМа», «Фестивальная». В творческой копилке юбиляра более 550 сочинений: хоровые композиции, инструментальная музыка, военно-патриотические песни, детские, лирические, романсы, баллады. Песни Павла Толмачёва исполняли Людмила Зыкина, Екатерина Шаврина, хор имени М.Е. Пятницкого, заслуженный артист России Александр Байрон, заслуженная артистка Чувашии Елена Соловьёва…