Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июля 2024 г.
  4. № 26 (6940) (03.07.2024)
Литература Многоязыкая лира России

Баян, спасающий от обыденности

70-летие отмечает замечательный композитор Павел Толмачёв

04 июля 2024
Павел Толмачёв в детской школе искусств / из архива

В апреле нынешнего года ветеранов, участвовавших в строительстве Байкало-Амурской магистрали, чествовали в Москве, в Кремлёвском дворце. Труд Павла Михайловича отметили юбилейной медалью «50 лет БАМу». В тот день ему невольно вспомнилось ещё одно награждение: в 1986 году он стал лауреатом премии Всесоюзной ударной комсомольской стройки Байкало-Амурской железной дороги имени Ленинского комсомола в области литературы и искусства…

Павел Толмачёв родился в семье, где воспитывалось пятеро детей. Он был самым младшим. Тянулся к музыке. Вслед за средним братом, считавшимся вундеркиндом (играл на разных инструментах). Но в отличие от Александра в музыкальную школу не ходил, на первых порах набирался ума-разума сам, в какой-то степени равняясь на маму с папой. Зоя Леонидовна, начальник кадров в локомотивном депо на забайкальской станции Хилок, пела в народном хоре. Михаил Андреевич – вообще главный заводила на селе (роли не играло, где оно – в родной Тамбовской области или в Забайкальском крае), музыкант, мастер золотые руки (собственноручно делал балалайки, гитары). Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Павла заведовал сельским клубом, пел в художественной самодеятельности. В такой атмосфере не мог не родиться композитор.

Повезло Павлу в школе и с учителем музыки. Иван Васильевич Орлов, заслуженный работник культуры страны, научил его петь. А самое главное – не отбил желание заниматься творчеством. Полученный опыт пригодился ему в самое ближайшее время. Когда после окончания культурно-просветительского училища оказался художественным руководителем в Доме культуры села Коротково Читинской области. ДК в Коротково – это только на первый взгляд один населённый пункт, на самом деле в ведении новоиспечённого худрука находилось пять сёл: Коротково, Быково, Красная Речка, Большаково и Малоархангельск. Причём вышестоящее руководство не интересовало, что молодой человек не певец, не артист, без опыта, будь добр взять и организовать концерт в сжатые сроки.

Раз надо – значит, надо. Нашёл единомышленников, отрепетировали концертную программу. Выступление в деревне Менза (это на границе с Монголией) превзошло все ожидания. «Браво! Бис!» – гостям, прилетевшим на самолёте, кричали со всех сторон. Успех не мог не вдохновить на дальнейшие «подвиги». В село Шонуй они отправились в приподнятом настроении. Не сумело испортить творческий настрой даже бездорожье. Несмотря на преграды, в тот день всё сложилось.

Но на этом сами выступления не закончились. Их по-прежнему требовалось рождать в скором порядке. Ближайшим поводом стал районный смотр художественной самодеятельности. Выступление хора должно было состояться через… месяц.

– Спас меня местный казачий атаман. У него, как оказалось, должна была на днях состояться свадьба. Посмотрел он на положение о смотре художественной самодеятельности: «Приходи ко мне на свадьбу! Два дня отыграешь, считай, что у тебя хор есть!» И что вы думаете? Прошли эти два дня. Я так старался, что даже голос сорвал. Сижу после этого ни жив ни мёртв, приходят ко мне 20 парней и 20 девушек. Я при их виде просто растерялся. «Сколько, – спрашивают, – времени осталось?» – «Уже 20 дней». – «И что, ты нас будешь каждый вечер собирать?» – спрашивают. «Для начала, – объясняю, – давайте споём, а там видно будет». Атаман им: «Ну-ка давайте нашу Красночикойскую». И как они затянули: «Широка сторонушка родная!» Красота! Но надо где-то подправлять – четырёхголосье чувствуется. Я им об этом и сказал: «Мне же качество нужно, а не халтура». «А ты нас, – объясняют одни, – не поправляй!» «Мы тебе вот так сделаем», – показывают большой палец другие.

И не подвели. Знаменитый Чикойский народный хор, как их представили со сцены, занял второе место. Премьера, что называется, прошла с успехом. Члены комиссии долго потом недоумевали: как дирижёр-хоровик за месяц смог так подготовить коллектив?

Отработав два с половиной года в местном ДК, Павел отправился поступать в Улан-Удэ, в институт культуры. Так, в 1977 году началась для Павла Толмачёва совершенно другая жизнь. И продолжалась она уже под стук колёс. Да, по окончании вуза Павел попросился на Бурятский участок БАМа, в Северобайкальск. Вот это действительно была школа жизни. Сколько событий! Сколько новых знакомств! Поработать он успеет и в красных уголках БАМтоннельстроя (при управлении механизации и при автобазе), и в двух школах (когда настанет время прощаться, школьники подарят ему сделанную своими руками медаль с надписью: «Самому лучшему учителю музыки в мире»). И пусть зачастую работа была далека от творческой, однако найти своих единомышленников стропальщику и педагогу и здесь удалось. Первые творения о БАМе были оценены по достоинству. В скором времени его перевели работать худруком в Дом культуры «Современник». Уже тогда о нём шла молва как о композиторе. Именно тогда родилась песня «Мы – северобайкальцы», вошедшая в репертуар хора имени М.Е. Пятницкого.

Добавил популярности и 1986 год, когда молодому композитору-песеннику вручили ту самую премию БАМа в области литературы и искусства. Но большую радость худрук Дома культуры «Современник» испытал тогда за своего друга. Владимира Гузия отметили как поэта. Стихи он писал в свободное от работы время, а вот работал в ту пору машинистом бойлерной установки локомотивного депо станции Тында. В 1986-м Павел даже предположить не мог, что они с Владимиром окажутся, по сути, коллегами по работе. Вот когда судьба начала проверять Павла Толмачёва на прочность. И это испытание новоиспечённый проводник пассажирских вагонов перенёс в непростые для всей страны 1990-е годы с честью. Не каким-то интеллигентом-хлюпиком оказался после сокращения, а настоящим мужиком, несущим на своих плечах ответственность за супругу и двоих сыновей.

Его первая поездка состоится по маршруту Северобайкальск – Тайшет. Будет теперь уже железнодорожник-композитор колесить из Улан-Удэ то до Харькова, то до Симферополя, а то и до Адлера. Когда бы он ещё там побывал! А тут новые впечатления, эмоции, которые, безусловно, находили место в творчестве. Баян, который он возил постоянно с собой, стал спасением от свалившейся на его голову обыденности. Зато скольких людей он здесь узнал! Сколько единомышленников насытили его жизнь своим общением и… помощью. Сотрудничество с заслуженной артисткой Чувашии Еленой Соловьёвой из Москвы, с заслуженным артистом России Александром Байроном из Санкт-Петербурга по-другому не назовёшь.

Особую роль в жизни Павла Толмачёва сыграл руководитель оркестра МПС Станислав Рыбников. Это Станислав Владимирович настоял на присвоении звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» Павлу Михайловичу в 2007 году. Документы на тот момент лежали мёртвым грузом в Министерстве культуры России. Кому-то там показалось, что маляр-мойщик на железной дороге не может сочинять музыку. Пришлось Рыбникову лично ехать в наградной отдел и говорить о масштабе таланта: демонстрировать диски песен о железнодорожниках (их исполняли артисты из разных городов страны), показывать партитуры оркестра. Вот «Казачья песня», посвящённая памяти Людмилы Зыкиной (объяснял), вот после ухода из жизни Людмилы Гурченко появился реквием. В 1990 году Центральная студия документальных фильмов имени Дзиги Вертова сняла о Павле Толмачёве «кино» под названием «Жить страстями». «Страсти» эти кипели на Центральном ТВ несколько раз. Доводы убедили, наградной лист напечатали заново.

Главным ангелом-хранителем для Павла Толмачёва стала супруга Татьяна. Татьяна Александровна родом из Хакасии, поэтому и мужа, можно сказать, заманивала в Саяногорск неспроста. Впрочем, уговаривать долго не пришлось, город металлургов Павлу Михайловичу пришёлся по душе. И люди, и природа – всё тут дышало теплотой и добротой, которые и подкупили, и дали толчок для дальнейшего написания песен. Более 40 из них теперь родом из Хакасии. «Саяногорский вальс» стал неофициальным гимном города. «Офицерская честь» на слова Луизы Зелениной напоминает о том, что сейчас происходит на Украине и в Донбассе. Песни на военную тему в репертуаре П.М. Толмачёва, почётного профессора Восточно-Сибирского государственного института культуры, занимают особое место. Они напоминают о Великой Отечественной войне, о событиях в Афганистане, на Северном Кавказе. Это те самые болевые точки, о которых говорить не так просто. Но он не привык обходить стороной всё то, что не может не вызывать отклик в сердце. Такой уж у него характер: если что не по совести – разругаться вдрызг.

Александр Дубровин, Абакан

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Павел Михайлович Толмачёв родился в 1954 году в городе Хилок Забайкальского края. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Читинского культурно-просветительского училища. Заслуженный работник культуры России и Республики Бурятия. Поэт, композитор. На слова Толмачёва и его соавторов – Юрия Аникина, Светланы Акимовой, Ивана Шестака, Леонтия Махитарова, Владимира Гузия, Александра Бердникова, Михаила Морозова – написаны песни «Золотое звено – это ты», «Первопроходцы БАМа», «Дорога нашей судьбы», «Письма с БАМа», «Разъезд Балбуха», «БАМ в сердце живёт», «Живи и здравствуй вечно, магистраль», «Возвращение в город», «Юбилей БАМа», «Фестивальная». В творческой копилке юбиляра более 550 сочинений: хоровые композиции, инструментальная музыка, военно-патриотические песни, детские, лирические, романсы, баллады. Песни Павла Толмачёва исполняли Людмила Зыкина, Екатерина Шаврина, хор имени М.Е. Пятницкого, заслуженный артист России Александр Байрон, заслуженная артистка Чувашии Елена Соловьёва… 

Тэги: Бурятия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент Большой истории

    02.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Предо мной сто дорог

    02.06.2025
  • Секретные коды

    02.06.2025
  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS