В передаче яркой частью обсуждения стал спор упитанного депутата Госдумы и худенького профессора из Иркутска (разница в зарплатах налицо). Нахрапистость одного, выбравшего излюбленную тактику шельмования оппонента, свелась к утверждению, что виновато глобальное потепление. Загрязнение вод якобы ни при чём.
Удобная точка зрения (точнее, оправдания), особенно когда стала известна цифра средств, заложенных в федеральную целевую программу по спасению Байкала, – 57,2 миллиарда рублей с 2012 по 2020 год. В ней предусмотрено, например, строительство 24 пожарно-химических станций, что привело бы к сокращению площадей лесных возгораний на 25%. Однако только в 2015 году, по словам того же депутата, сгорело два миллиона гектаров прибайкальских лесов, что привело к понижению уровня грунтовых вод и уровня воды в Байкале. Из-за глобального потепления стала самовозгораться древесина?
Станции пожаротушения не строятся, не строятся и очистные сооружения, если растёт количество спирогиры, но зато, как отмечают активисты Общероссийского народного фронта (жаль, что их на передаче не было), вводятся в строй многие дорогостоящие объекты, не оказывающие значительного влияния на здоровье Байкала. Рекультивация несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов (ТБО) вокруг Байкала перенесена с 2015 года на 2020-й. Между тем турбазы с саунами и прочими увеселениями строятся прямо на самом урезе воды без каких-либо очистных сооружений. Земли лесного фонда незаконно переводятся в земли сельскохозяйственного назначения, а потом и в земли муниципальные, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Хорошо, что остановлен Байкальский ЦБК, но надо ликвидировать накопленный им экологический ущерб на сумму 3 млрд. рублей. Много воды утекло из Байкала с момента создания фильма «У озера» (1969), впервые поднявшего проблему загрязнения священного моря и много раз показанного по телевизору. Вот уж и «злодеев-коммунистов» 25 лет как нет, а проблемы с озером всё более и более обостряются.
И не чудесной ли способностью перетекания российских государственных денег в частные карманы объясняется столь быстрый рост индустрии развлечений в водоохранной зоне Байкала?
Глубоко выстраданными кажутся слова Виталия Третьякова, завершившие программу: «Нужны тоталитарные меры для выполнения программы, их ещё называют политической волей».